http://olga-andronova.livejournal.com/573774.html
Гуляли с Антошкой, усадила на скамейку в тенечке, пела ему
песенку, и пофотографировала в стиле «селфи». Габи караулила.
Поймите: ладно – мы, с этой грёбаной перестройкой детям не
столько времени уделяли, сколько хотелось. Но мы работали – и что, не
заработали внукам спокойной мирной жизни?
Без позора, без долгов, без проклятий на всех языках.
Спасибо! Он в самом деле упорный. Сегодня мама его за овощами (для него же) ушла, а мы должны были у кучи песку попастись. Но Антон пошёл за мамой, и мы проковыляли метров 40. Потому и пришлось петь ему самосочиненную песенку и устроить фотосессию, что отвлечь его от мысли о маме было никак.
ОтветитьУдалитьОн улыбается замечательно – радостно. Но у сотового вспышка, так что взгляд сразу серьёзнеет.
Мой сынишка в первые месяцы фиги в кулачках делал. Высовывал пальчики.
ОтветитьУдалитьТо, о чем Вы написали – это вечная дилемма воспитания. С одной стороны – хочется обеспечить ребенку ВСЕ блага цивилизации. И учить ласкою, а не таскою.
С другой стороны, без принуждения нет учения. Это не аксиома – это горький опыт. И вроде бы в сложных условиях ребенок сам получает стимул – работать, учиться, стремиться. Ведь как иначе сформировать у ребенка стремление к действию. Если сыт, обеспечен жилищным комфортом – как зародить тягу к труду упорному, который обычно всем тошен? Вот у нас их четверо, и к каждому понадобился свой, уникальный, подход.
Есть у меня мудрая подруга, которая давно мне сказала «родишь, сколько-то месяцев покормишь малыша – и всю оставшуюся жизнь будешь узнавать человека».
У меня претензий было к детям много. Тем более, что не всех же я родила, и вот учишь-учишь, любишь-любишь, воспитываешь-воспитываешь, уважаешь-уважаешь их личности.. а потом отчебучат чего-нито, и рука так и тянется шлёпнуть. А – нельзя. И тошно. Пока однажды во время паломничества со средней в Иерусалим на Пасху не встала в очередь в пятницу к батюшке на исповедь за благословением, очередь длиннющая, прямо-таки советская за арбузами, и, пока топталась, думала «а что сказать, что попросить – для детей, для себя?». И вдруг меня как пробило «не гневи Господа нашего. Они все честные, ни один ни в какой пакости не замешан – а сколько грязи кругом! – работают и не клянчат ничего лишнего, так чего ж тебе, дуре стоеросовой, еще надо? Это и есть счастье, а ты все каких-то благ дополнительных выискиваешь». И я попросила у священника «хочу любить их всех равно, дай, Господи».
Так понимаю, что просим ведь не у попа – он только substitute.
Еще одна мудрость: родители должны ребенка уважать, а дети родителей – любить. Хотя обычно учителя твердят обратное, но правда именно такая.
Эта традиция у разных народов – разная.
ОтветитьУдалитьВ традиционных обществах почтение и любовь к старшим наличествуют. Иногда - демонстративные, иногда – реальные. Но всегда – есть. В мюнхенской клинике была поражена молодыми арабскими ребятами, которые с утра приходил в палату прооперированной пожилой арабки. Грузная, низенькая, в черном балахоне, но с открытым лицом она выходила прогуляться по коридору, и они почтительно шли по обе её стороны, поддерживая за бока, вежливо отстранялись, когда я ковыляла мимо, но тут же опять придерживали свою родственницу. Для матери она была старовата, видимо, внуки и/или племянники. У них были такие искренние лица – любовь так не покажешь. Хотя, разумеется, как полагается исламским мальчикам, они мне в лицо не заглядывали, это я так – искоса поглядывала.
Напомню про исключение, высветившееся во время визита Примакова на Дубровку в Москве во время теракта в «Норд-Осте». Показали, как он приехал к путину в Кремль отчитаться. Показали первые фразы – и это было возмущенное бурчание Евгения Максимовича «это какая-то гопота, они мне, старшему по возрасту, смели грубить». Надеюсь, озабоченность муками людей в театральном зале он позже все-таки выразил. Без видеозаписи.
В европейском обществе положение то, что Вы описали. Но потмоу и говорят психологи и педагоги – «должны любить». Как это долженствование реализовать, когда ребенок еще не дееспособен? – советуют уважением личности. Сложно, но можно. Я Вам по собственному опыту говорю. .
Хотя как, Господи, сложно-то…. Но «отдавай – и, дрожа, не тянись за возвратом. ВСЕ сердца открываются этим ключом»!
Я Вам все-таки ответила
ОтветитьУдалитьНе стала Вам отвечать за утренним кофе, подождала, пока приедет сын, и мы с ним поговорим. Мы с ним периодически так беседуем, не каждый день, а когда, грубо говоря, припрёт. С дочками также.
И ещё себя и маму вспомнила, о чем и сыну в конце беседы сказала.
Каждый имеет право на ошибку. И пока дети растут, взрослеют, переходят со стадии на стадию – их мнение меняется, само собой. Как и поведение.
Они несут ответственность за свои дела и даже мнения – а мир не тётка, пирожка не подарит. Родители пожалеют всегда, но если мнения разошлись – может быть и охлаждение в отношениях. И кажется – только кажется! – что такое навсегда. Ну, мол, такое выросло, что пошло своей дорогой, и она от нашей как-то того… Особенно если до спора доходит. А времена ныне тяжкие, споры могут быть и не вокруг цвета машинки для внука или машины для дочки.
Зато когда я доросла до 40, а дети начали впадать в подростковые взрослизмы – я тогда начала понимать свою маму. И почему она с какого-то времени иногда со мной не спорила – а говорила «вырастешь – поймёшь». Поняла. И спасибо маме, что она тогда не давила логикой и своими знаниями – делилась и доверяла самой додуматься.
Не знаю, как для Вас, а для меня самое тяжелое – это если мне кажется, что их выбор, их решение могут создать им в дальнейшем проблемы, и – упаси, Господь! – быть опасными. Включается материнский инстинкт, а это страшное малоуправляемое состояние. Хочется вытащить как кутёнка, вылизать, а потом уже разбираться.
А они уже большие (для них) и поймут как насилие.
И сложно с налёту отличить – где будет опасно, а где попадут на деньги, да и хрен с ними. Не такие это деньги, в пределах зарплаты, ничего, месяц прокормим .
Муж помогает не давить. И бывало, что по паре месяцев говорили сухо и по телефону, а потом получали смс-ки или приезд «вот как так, что вы были правы?». Мы ни разу, никогда - «а я/мы тебе говорили». Это тоже нелегко, но лучше удержаться – хоть как. Хоть зубы в крошку.
Не знаю, что мама на том свету слышит и знает, но сколько раз за последние годы я думала «мама, мама, как же ты была права». Так это теперь, когда уже не извинишься.
Надо им доверять – они правы в том, что времена меняются.
Надо им помогать – потому что человек не меняется, и строить решения можно на опыте.
И на самом деле они нас любят, надо просто как-то суметь отделить эту нашу взаимную любовь от внешних – слышите, ВНЕШНИХ! – проблем и задач.
Сын сегодня приехал поговорить о том, почему так получается: большая зарплата есть там, где либо работа скучная, либо она не на общую пользу, а на какие-то частные задачи. В смысле не на оборону Родины. Да и конторёнки либо госка с дичайшими откатами, где трудно будет изображать обезьянку «не вижу – не слышу – никому ничего не скажу», и всех задач – оправдать враньё начальничков. Либо иностранные заказчики – а хочется на своих. Подробнее не буду – думаю, догадаетесь. Мой сын сделал правильный выбор. Хотя и началось со слов «как мужчина я же должен семью обеспечивать». Ну, скажи я ему «по одёжке протягивай ножки» - и что? Потому поговорили о крупнейших корпорациях и их истории – IBM, Hewlett-Packard, EADS, Lockheed Martin, Airbus, Siemens, Nixdorf, etc. Благо знаний по этим историям я накопила не только из публикаций в СМИ. Подарила им с женой бутылку дорогого шампанского – они не купят, а нам с мужем уже не по здоровью, нам кефирчик и простоквашка к вечеру нужнее .
И подумала: только чтобы знали и помнили, КАК мы их любим. А мы… постараемся не вытаскивать их как щенков из лужи, тем более, что это давно взрослые собаки. Хотя бы по весу .