http://olga-andronova.livejournal.com/454594.html
3 и 4 апреля 2014 в Санкт-Петербурге прошли встречи эстонских и питерских экспертов в индустрии ИКТ, организованные Enterprise Estonia (http://www.eas.ee) и Ассоциацией информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии (http://www.ITL.ee).
Эстонскую делегацию возглавляла президент Ассоциации
информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии (ITL.ee) Аннели Хейнсоо.
Основные доклады сделал Олег Швайковский (Oleg Shvaikovsky, член Совета компании Nortal, Эстония). Как он сам пояснил – потому что говорит по-русски.
Он рассказал о том, как планомерно в Эстонии с 2000 года государственное управление в стране переводилось в формат «Открытого общества», как внедрялись информационные и коммуникационные технологии во все отделения государственной и муниципальной власти. И как это дало стране улучшение порядка оказания госуслуг.
Все действительное – разумно
Описывать проект приятно и просто, потому, что сделано по уму. Главная причина эстонской удачи в том, что они внедряли ИКТ действительно для совершенствования госуслуг, а не создавали дополнительные рабочие места для бездельников и дырки для кражи бюджета.
Исходно решение об информатизации страны было принято в1993 г . как средство иных
доходов для страны, кроме транспорта товаров из РФ, и более разумной ее
организации.
С начала работа была поставлена правильно: разработали государственный формат обмена данными X-tee (между различными регистрами данных, базами данных и инфосистемами) и структуру передачи данных X-Road (2001), создавали базы данных (регистр населения – уже в 2001) и простое и надежное средство доступа к ним (ID – в 2002). На ID находится чип и только 2 приложения – идентифицирующее пользователя и его электронно-цифровая подпись. Оператор X-road принадлежит государству. Это агентство RIA при Министерстве экономики.
Всё. Информационная система = база данных + среда передачи + идентификатор пользователя. И никаких посредников – чиновников, дорогостоящих, неисполнительных, коррупционно-податливых по определению.
На этой основе в 2004г. создан госпортал услуг www.eeste.ee и начато широкое представление различных услуг. К концу 2005г в госсекторе насчитывалось 57 различных реестров и баз данных, к концу 2008г - более 100 реестров и баз данных, которыми пользовались более 60 тысяч организаций.
Как правильно уточнил г-н Швайковский, предоставление информации на любом госпортале услугой не может быть названо по по определению – только транзакция. Об этом же см в статье « Электронное правительство России:есть или кажется?» .
Каждая, без исключения, новая создаваемая инфосистема (финансируемая государством) законодательно должна быть совместима с X-tee.
Основной портал e-государства – www.eesti.ee – это среда общения с государственными и муниципальными структурами. Более 80% всех госуслуг могут быть предоставлены электронно. По сути - это надстройка над x-Road, единая "точка входа" для всех услуг.
Digi-ID осуществляет идентификацию личности только в электронных каналах. Выдается за 20 минут. Не является обязательным документом. Сертификаты действуют 3 года. Эта карта не может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность в реальной жизни. Госпошлина - €16.
Mobile-ID - http://www.id.ee/. При ее использовании идентификация личности и подпись документов абсолютно идентичны ID-карте. mobiil-ID удобна в ситуациях,
Когда используемое устройство/компьютер не оборудованы ридером ID-карты. Госпошлина не взимается.
Какие услуги реализованы в Эстонии
Целью создания e-Коммерческого регистра была автоматизация
процессов регистрации и представления дополнительной информации о фирмах и
обществах. За 14 лет ИС из клиент-серверной структуры в 1997г. переместилась в
«облака» к 2011г. В ноябре 2010 был установлен мировой рекорд и подана заявка в
книгу рекордов Гиннеса по регистрации нового предприятия за 18 мин.
e-Здоровье – www.digilugu.ee
– содержит 4 базовые ИС: цифровые истории болезни; цифровые снимки (рентген,
ЭКГ, томография и т.д.) хранятся централизованно, • е-Регистратура; е-Рецепт.
e-Полиция – http://www.politsei.ee/.
Порталы для полицейских ведомств реализованы и в РФ. Работы эти начаты были еще
в 1994, «КИ» публиковало первое интервью об ИС в ИВЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области. На CeBIT 2014 редакция получила информацию о внутренних полицейских порталах
Германии, статья о которых будет размещена на www.ci.ru.
ИС Эстонии интересна подробностями. Полицейские машины
зачастую разъезжают без опознавательных знаков, камеры считывают номера машин,
по базам данных собирается информация о машине и ее владельце – для принятия
решения полицейскими об их действиях.
Проект э-Школа – www.ekool.ee
был запущен в 2002г, к нему подключены более 95% школ. Остальные 5% подключены
к другой, конкурирующей, ИС. Эта система представляет собой полноформатный
школьный дневник, включая связь родитель – школа, расписание уроков, домашние
задания и оценки. Г-н Швайковский положительно оценил опыт российской фирмы
«Кирилл и Мефодий» в обслуживании образовательного процесса.
Самообслуживание по Интернет
Большинство предприятий создало такие центры в Интернет,
решая таким образом ряд вопросов:
– резко снижается нагрузка на персонал, занимающийся обслуживанием клиентов;
– клиент гораздо быстрее получает то, что хочет за счет интеграции с существующими государственными ИС (регистр адресов, населения и т.д.)
Открытая мобильная парковка впервые была запущена в2000 г . нынешняя московская
технологически использует именно эстонский вариант. Сегодня более 75% всех
парковок делается именно путем мобильной оплатой по ID. Остальные 25% - это
иностранцы, финны и русские, они платят в паркомате. Поступление денег в бюджет
самоуправлений улучшилось на 84%.
Любопытным показался опыт Таллинна: мэр взвинтил стоимость парковки (в 2,5 раза выше, чем в Хельсинки). При этом в городе пользование общественным транспортом сделано бесплатным – для горожан. Что сподвигло примерно полутора десятка тысяч семей перепрописаться в Таллинн. И расходы на бесплатность общественного транспорта были за год перекрыты более чем в 3 раза. Маржа в 200% - это, конечно, очень выгодный бизнес.
E-счета – http://www.arvekeskus.ee/ - это Единый портал, куда с одной стороны стекаются счета различных поставщиков услуг, а с другой заходят потребители услуг. На портале хранится история расчетов, оплата, отчетность. Предприятия выставляют счета в стандартном формате, который акцептируется госорганами (налоговая служба и т.д.).
Выбор гражданами формы заполнения налоговой декларации на портале подстегивает то, что налоги платятся превентивно. И возврат излишне уплаченного электронно осуществляется за 5 дней. На бумаге – до 6 месяцев. Потому 99,9% налоговых деклараций Эстонии заполнены на портале Налогового ведомства.
Что касается Интернет-банкинга, то своих собственных, эстонских, банков в стране нет. Только иностранные. Потому есть 2 портала - www.swedbank.ee и www.seb.ee. Первый Интернет-банк в Эстонии был запущен в1995 г . Ныне 99% всех банковских транзакций в
Эстонии совершается через Интернет-банк
(для сравнения - в Европе 44%, в США 38%). Скандинавские центры компетенции расположены в Эстонии. Все банки в Эстонии имеют свою среду Интернет-банка.
Информатизация страны основана на достигнутых параметрах: на
июль 2013г. около 89% всех жителей Эстонии в возрасте 15-74 года регулярно пользовались
Интернет. Более, чем в 85% домохозяйств есть подключенный к постоянному Интернет-соединению
компьютер (в 2008 году 51% и в 2005 году 34%). На июнь 2012 г . у более, чем 99%
домохозяйств существовала техническая возможность подключения к безлимитному
ШПД менее, чем за €20 в месяц. В стране есть более 1100 бесплатных общественных
WiFi-точек.
Это, конечно, траты. Однако, автор рассказал о связи между
проникновением ШПД и ростом ВВП.
Увеличение на 10% проникновения ШПД приводит к росту ВВП на
1.4% (сравним с 0,8% в случае с проникновением мобильной связи). В ЕС за
последние 5 лет на счет Интернет относят 3,4% ВВП и 21% роста ВВП.
Предприятия сектора SME с доступом к Интернет и компьютерами на рабочих местах растут в 1.9х быстрее и экспортируют в 2.1x больше. ШДП может давать до 15% роста производительности труда.
Влияние экономики в целом на каждое сокращенное от внедрения ИКТ рабочее место создаётся 2,6 новых. «Компьютеризированный и подключенный» работник производит на $500 больше добавленной стоимости в год.
Развитие столь разумно спроектированной и сделанной ИС страны идет по пути усложнения семантики этих систем их взаимодействия.
3 и 4 апреля 2014 в Санкт-Петербурге прошли встречи эстонских и питерских экспертов в индустрии ИКТ, организованные Enterprise Estonia (http://www.eas.ee) и Ассоциацией информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии (http://www.ITL.ee).
Основные доклады сделал Олег Швайковский (Oleg Shvaikovsky, член Совета компании Nortal, Эстония). Как он сам пояснил – потому что говорит по-русски.
Он рассказал о том, как планомерно в Эстонии с 2000 года государственное управление в стране переводилось в формат «Открытого общества», как внедрялись информационные и коммуникационные технологии во все отделения государственной и муниципальной власти. И как это дало стране улучшение порядка оказания госуслуг.
Все действительное – разумно
Описывать проект приятно и просто, потому, что сделано по уму. Главная причина эстонской удачи в том, что они внедряли ИКТ действительно для совершенствования госуслуг, а не создавали дополнительные рабочие места для бездельников и дырки для кражи бюджета.
Исходно решение об информатизации страны было принято в
С начала работа была поставлена правильно: разработали государственный формат обмена данными X-tee (между различными регистрами данных, базами данных и инфосистемами) и структуру передачи данных X-Road (2001), создавали базы данных (регистр населения – уже в 2001) и простое и надежное средство доступа к ним (ID – в 2002). На ID находится чип и только 2 приложения – идентифицирующее пользователя и его электронно-цифровая подпись. Оператор X-road принадлежит государству. Это агентство RIA при Министерстве экономики.
Всё. Информационная система = база данных + среда передачи + идентификатор пользователя. И никаких посредников – чиновников, дорогостоящих, неисполнительных, коррупционно-податливых по определению.
На этой основе в 2004г. создан госпортал услуг www.eeste.ee и начато широкое представление различных услуг. К концу 2005г в госсекторе насчитывалось 57 различных реестров и баз данных, к концу 2008г - более 100 реестров и баз данных, которыми пользовались более 60 тысяч организаций.
Как правильно уточнил г-н Швайковский, предоставление информации на любом госпортале услугой не может быть названо по по определению – только транзакция. Об этом же см в статье « Электронное правительство России:есть или кажется?» .
Вот хронология:
X-tee / X-Road задумывались как среда обмена данных для
различных государственных ИС, и разработаны на базе ПО Open Source. До сих пор
атаки на него были безуспешны.
Однако, в ходе эксплуатации выяснилось, что протоколы обмена
настолько удобны, что частный сектор также начал их интенсивно использовать.Каждая, без исключения, новая создаваемая инфосистема (финансируемая государством) законодательно должна быть совместима с X-tee.
Основной портал e-государства – www.eesti.ee – это среда общения с государственными и муниципальными структурами. Более 80% всех госуслуг могут быть предоставлены электронно. По сути - это надстройка над x-Road, единая "точка входа" для всех услуг.
Идентификатор
ID-картой по состоянию на 12.03.2014 было поставлено более 150
млн ЭЦП, (5.2 млн за февраль 2014г). При этом около 75% госуслуг признают при
авторизации банковскую транзакцию. Госпошлина за её выдачу составляет €25.
ID-карту с биометрическими параметрами в Эстонии с
01.01.2011 выдает полиция (департамент гражданства и миграции). Её печатью и
персонализацией занимается швейцарское ведомство TRÜB. Это Java-карта с ключами на 2048 б. Соответствует
стандарту ICAO Doc. 9303 part 3, volume 2.Digi-ID осуществляет идентификацию личности только в электронных каналах. Выдается за 20 минут. Не является обязательным документом. Сертификаты действуют 3 года. Эта карта не может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность в реальной жизни. Госпошлина - €16.
Mobile-ID - http://www.id.ee/. При ее использовании идентификация личности и подпись документов абсолютно идентичны ID-карте. mobiil-ID удобна в ситуациях,
Когда используемое устройство/компьютер не оборудованы ридером ID-карты. Госпошлина не взимается.
Перечислим несколько.
e-выборы – www.valimised.ee.
В Эстонии впервые в мире в 2005г. население проголосовало через Интернет на
выборах в органы местного самоуправления (9287 человек). С тех пор прошло 5
туров выборов, в марте 2011г. примерно 25% избирателей проголосовали через Интернет
ИС e-Коммерческий регистр оказывает юридическим лицам услуги:
портал предпринимателя, регистрация предприятий, изменение данных, отчетность; запросы
по партнерам - юр. лицам.
И привел статистику, показывающую, что применение ИКТ при
росте численности авто позволило снизить штатную численность полицейских и –
главное! – количество погибших в дорожных катастрофах.
Как пример докладчик рассказал о двух своих встречах с
эстонской полицией
ID-билет – www.pilet.ee. Основная
идея в том, что клиент покупает билет, но самого билета, "как
бумажки", у него. Роль билета играет ID-карта. Эта ИС уже работает на общественном транспорте, в зоопарке, городских
музеях, бассейнах, кораблях и т.д. •
Базовое решение разработано Центром Сертификации, а компании и организации
просто подключаются к этой услуге.
– резко снижается нагрузка на персонал, занимающийся обслуживанием клиентов;
– клиент гораздо быстрее получает то, что хочет за счет интеграции с существующими государственными ИС (регистр адресов, населения и т.д.)
Открытая мобильная парковка впервые была запущена в
Любопытным показался опыт Таллинна: мэр взвинтил стоимость парковки (в 2,5 раза выше, чем в Хельсинки). При этом в городе пользование общественным транспортом сделано бесплатным – для горожан. Что сподвигло примерно полутора десятка тысяч семей перепрописаться в Таллинн. И расходы на бесплатность общественного транспорта были за год перекрыты более чем в 3 раза. Маржа в 200% - это, конечно, очень выгодный бизнес.
E-счета – http://www.arvekeskus.ee/ - это Единый портал, куда с одной стороны стекаются счета различных поставщиков услуг, а с другой заходят потребители услуг. На портале хранится история расчетов, оплата, отчетность. Предприятия выставляют счета в стандартном формате, который акцептируется госорганами (налоговая служба и т.д.).
Выбор гражданами формы заполнения налоговой декларации на портале подстегивает то, что налоги платятся превентивно. И возврат излишне уплаченного электронно осуществляется за 5 дней. На бумаге – до 6 месяцев. Потому 99,9% налоговых деклараций Эстонии заполнены на портале Налогового ведомства.
Что касается Интернет-банкинга, то своих собственных, эстонских, банков в стране нет. Только иностранные. Потому есть 2 портала - www.swedbank.ee и www.seb.ee. Первый Интернет-банк в Эстонии был запущен в
Предприятия сектора SME с доступом к Интернет и компьютерами на рабочих местах растут в 1.9х быстрее и экспортируют в 2.1x больше. ШДП может давать до 15% роста производительности труда.
Влияние экономики в целом на каждое сокращенное от внедрения ИКТ рабочее место создаётся 2,6 новых. «Компьютеризированный и подключенный» работник производит на $500 больше добавленной стоимости в год.
Развитие столь разумно спроектированной и сделанной ИС страны идет по пути усложнения семантики этих систем их взаимодействия.
И напоследок отметим: все данные из ИС Эстонии доступны
гражданину бесплатно. Потому что он один раз уже заплатил за их создание. API для подключения к X-road коммерсантам тоже раздается
бесплатно и по той же причине.
Учебный курс на русском по государственным ИС в Эстонии см.
по адресу
Комментариев нет:
Отправить комментарий