вторник, 22 апреля 2014 г.

Национальный музей американских индейцев

http://olga-andronova.livejournal.com/468104.html
Национальный музей американских индейцев/ (National Museum of the American Indian в составе смитсоновских институтов в Вашингтоне есть. Музея как такового – нет. Пустое внутри здание. На 1м этаже указатели гонят к лифту – «осмотр начинается с верхнего этажа». На последнем этаже - посмотрите всякие кино. Так их можно и в другом месте посмотреть. Киностудия ДЕФА ГДР когда-то неплохо фильмы лепила.

 
 Экспонаты – на первом этаже пара лодок, и при моем посещении было выставлено на том же первом этаже штук десять витринок. В трех были какие-то керамические чашки-плошки. В остальных – современные поделки «в стиле». На других этажах есть какие-то скульптуры. Может, их и лепили потомки индейцев, но где все-таки экспонаты их жизни ДО переселенцев из Европы? Какие-то современные картинки налеплены на стенах. Какое-то оружие – винтовки индейцы собирали, что ли? Золотые поделки с 1491 года. А до того индейцы золотом владели и что-то из него делали?

Причем музей истории Америки за 300 лет после завоевания территории в составе все тех же смитсоновских институтов-музеев есть. Я там нафотографировала много – выложу. Суть его экспозиций можно изучать и спорить о них, экспонатов навалом, людей толпы.
А в музее индейцев – пусто. Столовка на первом этаже по центру огромная, и неплохая – я там поела. Смотреть – НЕЧЕГО.

Снаружи стоит карикатурная фигура индейца. С табличкой – не залезайте к нему на пьедестал.

В Музее американского портрета нашла несколько картин аборигенов Америки – портреты тех индейцев, кто самоотверженно сражался и погиб в неравной борьбе за жизнь своего племени и свою землю. Их лица выбиваются из общего ряда. То есть рисовали те же художники – ученики европейской (иногда с поправкой на переезд в Америку) школы. И портреты хорошие именно потому, что – другие. Рядом висят портреты современников – белых, есть с чем сравнивать.

Либо индейцев рисуют безлико. Как примитивисты – не лицо, а неуклюжая маска из пластилина, и много вещей вокруг. Понятно, что человека за тряпочками художник не видел.
Притом есть музей африканской культуры. И еще один там же на National Mall строится, огромный, судя по площади под него. Есть мемориал Мартину Лютеру Кингу, обработаю фото – выложу.
Почему индейцам так мало памяти, а неграм - вдоволь?
Потому, что негры не были владельцами этой земли, они тоже приехали, только не бизнес, а эконом-классом (это только шутка, тапки не бросать!).
А с индейцами война, видимо, не закончена.

Стала разбираться и накопала, что относительно коллекций есть некая юридическая заковыка:
Википедия поминает, что «коллекция музея не подпадает под действие «Закона о защите и репатриации могил коренных американцев», что было специально предусмотрено в постановлении об открытии музея в 1989 году» / Native American Graves Protection and Repatriation Act, NAGPRA. Этот федеральный закон США принят 16 ноября 1990 г.
Данный закон требует, чтобы федеральные агентства и учреждения, получающие федеральное финансирование, возвращали останки индейцев и произведения их культуры соответствующим племенам. Под произведениями культуры подразумеваются погребальные дары, предметы культа и прочие объекты культурного наследия. Смитсоновский институт освобождён от данных требований, однако к нему предъявляются сходные требования согласно закону о Национальном музее американских индейцев 1989 года.
То есть те же яйца, только в профиль.
Да и что могло остаться от индейцев? Сожженные шалаши, стрелы, мокасины, перья? Лодки? – да, выставили. Трупы убитых тысячами бизонов? Нет, от них остался только фильм Стенли Крамера «Благослови зверей и детей / Bless the Beasts&Children».

На запрос в Гугле «национальный музей американских индейцев вашингтоне» первой вылетает эта вот ссылка:
Показательно и не смешно.

И всё-таки предметы индейской подлинной истории есть – вокруг музея, в центре столицы страны, среди бетона и машин, воспроизведены куски природы, ранее здесь уничтоженные. Собственно говоря, это и есть единственные экспонаты – камень, пруд, кустики. Одна из авторов музея, отчасти индианка, сказала: «Ландшафт как будто естественно перетекает в здание, ландшафт - это то, что мы есть. Мы - деревья, мы - скалы, мы - вода. И эта концепция воплощена в музее».

С таблички:
These diverse wetlands - and the ducks, squirrels, and dragonflies that make their home here—represent the original Chesapeake Bay environment, the largest estuary in North America. Chesapeake means "Great Shellfish Bay" in the Algonquian language.
Living on the Water
Before European settlement, the local environment looked very different. Because erosion was not so extensive, Chesapeaice waterways were clearer and deeper, and dolphins frequently swam along the shores.
During the winter, Native communities harvested the roots of cattails and yellow marsh marigolds for food. Cypress trees—like the-fallen one in the middle of the wetlands— were prized for making dugout canoes. Native peoples used reeds to weave mats and fish nets. They roasted oysters to provide food through the seasons.
Эти разнообразные водно-болотные угодья - и утки, белки, и стрекозы, которые здесь прижились - представляют первоначальную среду Чесапикского залива, в самой широкой дельте в Северной Америке. Chesapeake означает "Вели залив моллюсков" в алгонкинском языке.
Жизнь на воде
Перед европейским заселением местная среда выглядела очень разнообразной. Потому что эрозия не был столь экстенсивной, водные пути Чесапикского залива были яснее и глубже, и дельфины часто плавали вдоль берегов.
Зимой коренные жители собирали корни камышей и желтых болотных ноготков для пропитания. Кипарисы – вроде того, что упал посередине пруда – применялись для изготовления каноэ. Коренные жители использовали тростник для плетения циновок и рыболовных сетей. Они жарили себе устриц.
 
С таблички
Did you know that this type of stone was used to make arrowheads f
This 544 million-year-old rock is quart zite, a very hard stone once used to make arrowheads by the local Nanticoke peoples. It came from Sugarloaf Mountain in Maryland's Monocacy Valley. It is one of four Cardinal Direction Markers around the museum.
Знаете ли вы, что этот тип камня была использована для изготовления наконечников стрел?
Это 544 млн.-летняя скала из кварцита, очень твердый камень, когда-то использовался для изготовления наконечников стрел коренным народом Nanticoke. Её доставили с горы Сахарная голова из долины Monocacy в штате Мэриленд. Это один из четырех главных маркеров направления вокруг музея.

Вообщем, более откровенно и полно показать, что США построены поверх и вместо – трудно. Самокритичненький музей, однако.

Мне этот музей и пруд возле него напомнил цитату из «Подростка» Федора Михайловича Достоевского: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий