среда, 2 апреля 2014 г.

Я ненавижу войну: ФДР

http://olga-andronova.livejournal.com/450424.html
В нынешней русской катастрофе полезным, полагаю, будет посмотреть на нормальных людей. Которые в тяжелых экономических и социальных условиях, в войну руководили своей страной и победили – голод, нищету, врага.
Обычно всё оцениваю с позиции пользы для нашей России. Так научили. И хотя не очевидно, как приложить к нам опыт чужого мира, прошедшего времени, иной генетически субстанции – но ведь ничто не ново под луной? Вот, у немцев, говорят, тоже в 1938м катастрофа началась. А сейчас ничего, бодрячком смотрятся.
Одно действие очевидно – изоляция от жизней русских людей и отстранение от русских ресурсов путиной хунты (даже если имя нарицательное уже сдох – то кло(у)нов тоже). Суд, зона или ВМН в виде исключения – это всё потом. Но это условие необходимое, увы – не достаточное.
Вот с таким интересом я и прошла по мемориалу ФДР – Франклину Делано Рузвельту. Он принял страну в годы Великой депрессии, вступил в войну (хотя и очень не хотел того), не разбрасывался жизнями американцев в войне и сумел обеспечить своей стране не просто победу - а выгодные позиции после войны.
Итак, мемориал построили в том конце National Mall (национальный парк, аллея, что ближе к мемориалу Линкольну. ФДР – признанный герой США, однако построили к 1997му – раньше денег не было. И сделан на совесть, из гранитных блоков, так что не попилиада, не АТЭС – не развалится.

Мемориал вытянут по берегу искусственного озера Tidal basin (приливный бассейн) на 3 га в виде четырех полузалов с деревьями, кустами, дорожками. Это – четыре периода его работы президентом. Он – единственный прослужил 12 лет подряд. И не потому, что пресловутая «стабильность» вынудила - как раз наоборот, в войну скакунов (тяжеловозов тож) не меняют.
У мемориала есть автор Лоуренс Хэлприн/Lawrence Halprin. Он спроектировал величавые виды.

 И есть соавторы – американский народ. В начале торжественного комплекса по требованию инвалидов была поставлена коляска с ФДР (он неудачно искупался в 1921м, заболел полиомиелитом и потом управлял страной из коляски). За этой скульптурой по стене выбита фраза жены ФДР – Элеоноры с дублированием на язык Брайля.

Диссонанс? А по мне так живая жизнь получилась. И шныряют под ногами белочки.

Да, летом по граниту струится вода, и в каждом из полузалов стоит табличка с просьбой монетки не бросать – якобы забивается слив. Я в сухих водоемах сливные решетки не увидела. Может, и в самом деле в щёлки уходит, тогда да.

 

По четырем залам в граните выбиты цитаты из речей ФДР. Я приведу их далее по залам. Скульптуры – это стоящие в очереди за пособием безработные, одинокий американец, который слушает по радио выступление ФДР (он ввел такую традицию), памятник его жене Элеоноре. 


 Рядом я привела ее фразу о муже. Они прожили вместе, хотя грехи за ним были. Она родила ему 6 детей, 5 мальчиков и девочку, один сын умер 8месячным. Казалось бы – чего еще? Но она была ещё и умным человеком, работала и помогала мужу и людям. С 1945 по 1953 представляла США в ООН, соавтор Декларации прав человека и председатель Комитета по правам человека.
Нынешний похвастать первой леди не может, не заслужил, стало быть, а народ лядей подсчитывает.
First Term (1933-1937) - The Great Depression
 
 
 


 


 
 Second Term (1937-1941) - The New Deal
 

Ага. Путин себе сколько дачек на бюджет спроворил? Кроме Прасковеевки?

 Third Term (1941-1945) - The Second World War
 
 

 
Сфотографировать памятник нелегко – на нем детей навалом почти всегда. И экскурсии идут потоком. Стояла, караулила, родители меня пожалели, оттащили своих отпрысков на минутку.

Псяка широко известный – шотландский терьер. Назвали торжественно - Биг Бой, Мюррей, Разбойника из Фалахилла. Сократился до Фала. Пса выгуливали охранники, народ приветствовал его. Пес прожил 12 лет, из них без хозяина – 7. Похоронен рядом с Рузвельтом в Гайд-парке в Нью-Йорке.
С псом связан скандал - вроде бы ФДР забыл пса в гостинице (вот не верю!) и послал за ним самолет за госсчет. И ФДР сказал речь:
Fala's Speech, 23 сентября 1944 года
"...Этим республиканцам мало порочить меня, мою жену, моих сыновей. Теперь они взялись и за мою собаку, Фалу! Я готов мириться с их нападками, моя семья готова мириться с их нападками, но вот Фала - нет. Как вы знаете, он шотландский терьер. И как истинный шотландец, узнав, что про него насочиняли республиканские писаки, - будто бы я забыл его на Алеутских островах, а потом послал за ним истребитель, потратив то ли 2, то ли 3, то ли 20 миллионов долларов налогоплательщиков - он впал в настоящую ярость. С тех пор мой пес сам не свой. Я привык слышать слухи и сплетни о себе, но поливать грязью мою собаку не позволю!"
 
Fourth Term (1945) - Legacy
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий