воскресенье, 4 августа 2013 г.

Живая Барселона



 
http://olga-andronova.livejournal.com/333130.html
Барселона – город с доримской историей, но теперь – имени Антонио Гауди. Мне на ум пришел второй новатор – Хундертвассер/Стовассерт. Их каменные здания старались быть живой природой. Квинтэссенция у Гауди – Саграда Фамилиа,

у Хундертвассера – дом его имени в Вене.
Хундертвассер говорил, что в прямой линии, в плоскости - нет Бога. Все, что мы отняли у природы, понастроив себе домов, мы должны вернуть зеленой листвой растений в размере тех же площадей. И на его балконах, на верандах и крышах высажены кусты и деревья. Постер с видом его венского дома повесила у мужа в кабинете.
Эти два творца – часть общей эволюции творчества Европы. К третьей четверти XIX века народ наработал прибавочной стоимости, и искусство постепенно стало доставаться и ему.
С картин будто реставраторы сняли потемневший слой загустевшей олифы: появился воздух, свет и цвет как в лубках, скульптурам вернулась угловатость и асимметрия живых тел, а храмы стали действительно напоминать лес, а не склад товаров на реализацию в черный день.



На Руси говорят «в березовом лесу веселиться, в сосновом молиться, в еловом – удавиться». Некая разница с европейским каноном реминисценции еловых лесов в готике слышна невооруженным ухом.
Потом, увы, маятник качнулся дальше, скрепы разума слетели, и вместо роста живого тела искусства полезло дикое мясо ран. Но это потом, и чем процесс кончится пока не ясно. Сеть полнится творчеством масс настолько щедро, что вспоминается Федор Михайлович Достоевский – «широк человек, надо бы сузить».
Так искусство – это живой мир или некая модель, плохая или получше? Для меня Брейгель – живой. И лес ЦЛГЗ – живой.

В Барселоне видно, что Гауди не одинок в своем стремлении не изгоняться из живого мира. На фасадах домов рядовой застройки в узких улочках, где солнце не шпарит вусмерть, огромное количество растений в горшках на подоконниках, в подвесных ящиках, на балконах и плоских крышах.
Притом, что на улицах во множестве растут деревья, ставят еще и растения в кадках. Иногда, правда, как преграду для лихачей в пешеходных зонах J
Площадушка напротив Университета застлана черными плитами, деревья стоят как стойкие оловянные солдатики среди бредущих толп и пацанья на скейтах-досках. И даже цветут в таких неимоверных условиях.

Что тащит нас в зелень?

Собаки. В такую жару хозяева поят их из бутылок (ежели на снимке плохо видно – так пёсик пил именно что струйку из хозяйских рук). Лакают воду из питьевых колонок для населения.
Немца (некрупного, честно говоря) хозяйка специально усаживала перед моим фотоаппаратом – пусть увидят во всей красе!
В прошлый раз встретила и крупных, настоящих немцев. Как они выдерживают местную парилку – собачий Бог весть.
Ирландского шибко стриженого терьера хозяйка тащила из магазина с одеждой, а он упирался всеми пятью конечностями, и тряс головой – категорически из-под кондишена на жару не хотел. Утащила-таки, конечно, такая толстая тётка маленькую псинку завсегда пересилит L И он с понурой головой заспешил по воняющему испарениями асфальту.
Парочка – муж и пес - привычно ждали хозяйку у выхода.

Вечером на морском берегу собак прогуливают хозяева и наемные люди. Встречаются парочки с разными собаками, видимо, завели каждая свою до того, как объединились в семью – и псякам оставалось только подружиться.
Почему мы заводим себе собаку?
А этот кот ждал хозяев с работы вкупе с попугаем в клетке и каким-то суккулентом в горшке.

Почему людям не хватает живых созданий в каменных стенах, даже красивых, комфортных? Может все-таки нас скребёт память о потерянном Рае? Память о временах, когда жили бок о бок с братом волком и разговаривали с деревьями? Когда деревья были большие….

Комментариев нет:

Отправить комментарий