вторник, 4 февраля 2014 г.

Почему Ленинград выстоял в блокаду

http://olga-andronova.livejournal.com/421496.html
Надежда спрашивала, изложу свое понимание. Писала не так давно про подробности и с картинками («Блокаду путин отменил повторно» и копия).
А как выдержали?
Трагедия была в том, что население Ленинграда-Петербурга было не нужно ни Сталину, ни гитлеровцам. Город выстоял и выжил на человеческом инстинкте – отцовском, материнском. Когда совсем припёрло, а припёрло к зиме 41-42го, не стали бы мужики в окопах воевать за камни. Атаковать – и бессмысленно – позиции врага. Умирать в болотах. Если б не дети с мамами, бабки - чьи-то матери в блокадном городе за их спинами. Информация об ужасах голода доходила – как? а диффундировала в подкорки – и спас беззащитных обычный человеческий инстинкт. Почему в тяжелой ситуации нормальный мужик заслоняет собой? Потому. А ненормальных на фронте выбивало, вообщем-то.
Уже писала про ученого, который в ночь перед боем под диктовку как и все накропал «прошу считать меня коммунистом». Уцелел из немногих. И попросил вернуть ему заявление «я же выжил». Вернули. Посылать дальше Ленинградского фронта из окопов все равно было некуда.
Мы – город-порт, и немцам нужны были в качестве такового для подвоза своим войскам на различные ТВД в России. Население было нужно только для обслуживания выгрузки в один конец – на поле боя. Сколько – тысяч 10-15? Оттуда и фраза гитлера – нам столько не прокормить, когда население пойдет сдаваться в плен – гнать их обратно пулеметными очередями. Откуда женщины знали, что выйти с детьми и просить пощады бесполезно? Как-то диффундировало в подкорку. Немцы на Балтике пиратствовали еще со Средневековья и даже ранее.
Сталинские «соколы» важность города-порта и его роль дальних подступов к Москве понимали. Вся войнушка (та, «незнаменитая», по словамТвардовского ) затевалась потому, что финны отказали в контроле за подходами к Питеру-порту. Им большущие деньги Сталин сулил. Отказали финны - взяли кровью, но не всё, что было надо.
С защитой города сталинские чинуши обосрались по полной. Потому как изначально была доктрина «малой кровью на чужой территории». Как минимум – на прихапанной Прибалтике. Дальше помните: не воевалось на чужой-то землице. Зато с отходящими войсками в город добежало тысяч 600, опять же по минимуму.
Во-вторых, кормить население было нечем. Наш город – не с/х житница. К нам еду исстари завозят. Это нагло-саксы перед WWWII озаботились своей продовольственной безопасностью, вплоть до того, что рапсом поля засевали, чтобы растительное масло было. А тогдашняя власть в СССР погромила русскую деревню – кормилицу. Потому как рабсила на стройках коммунизЬма была для них важнее. И вообще – чё жрать на ходу, в коммунизЬм дойдем, там отожретесь, сволочи. Не дошли, однако.
Жуков начал заворачивать эшелоны с оккупируемых территорий на Ленинград. Но было уже поздно – в сентябре ловушка захлопнулась.
В-третьих, Сталину тоже не нужно было население Ленинграда. Для защиты порта нужны были вооруженные мужчины, а не бабы с детишками. Коммуняк в Смольном кормили досыта, только на убой шли вместо них голодные солдаты и офицеры вокруг Ленинграда. А уж то, что бабы и детишки смогут заменить, хоть частично, рабочих у станков, на полях (город в теплое время засаживали всем съедобным) и в расчет не брали.
Выстояли – одни из жалости, другие из любви. Не благодаря – а вопреки.



 
Добавлю: город, горожане самоорганизовались, и в голодном кошмаре, под бомбежками Ольга Берггольц разглядела:
«в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам».

8 комментариев:

  1. Почему-то да, мало не сто лет уже. Моя мама приговаривала «ну что мы – у Бога теленка съели, что ли?»

    ОтветитьУдалить
  2. Я знаю то, что редко и крайне неохотно рассказывала бабушка. Она была инженером грузовой погрузки Октябрьской железной дороги. Вот насчет «сотен» эшелонов с едой - не помню. Помню, что загонять составы с продовольствием стали с приказа Жукова, что право на ношение оружия и применения его в случае вмешательства партейных чинуш в погрузку и солдата в помощь дали с его приказа, только поздно, если подумать. А до того творилось на погрузке черт знает что.
    Про скот – это из сферы юмора. Кормить-то его чем? На тех землях, что оставались под нашими войсками и по сю пору травы немного, и до сена оно как-то не дорастает. Так что – под забой.
    Что доходили какие-то продуктовые обозы – слышала. Но сколько на подводе довезешь? На сотни тысяч голодных ртов – крохи. Да и кому те обозы доставались? В блокаду соседка – тварь, которая доносами квартиру «расселила», работала где-то при еде, сдохла от заворота кишок – хлеб-то был непропеченный, т.к. примесей было много. Ее и скрючило.
    Про то, что на Петрозаводе корабелы питерские сумели разработать и создать тендеры и возили ими в навигацию лета 1942 продовольствие, и ни один гитлеровцы не сумели потопить – узнала, когда за Охтинский мыс вцепилась.
    Поставка э/э – есть группа, которая все отстаивает блокадную подстанцию. Они должны знать. В домах света не было, коптилками пользовались.
    Про «комплектующие для танков» - ремонтировали, но завозить комлектуху? Не знаю.
    Самолетное сообщение было. Ж/д мост сколько помню немцы своротили в ноябре 1941 прямой наводкой выбив опору. Восстановили. Но там рядом как раз Невский пятачок.
    Относительно спокойно было с севера, где стояли финны. Они встали там, где считали, что у ленина выжучили – и то их. Не стреляли, но блокаду держали. Так что хоть им и дали выйти из войны по-хорошему, но голодные смерти и на их совести.

    ОтветитьУдалить
  3. Вечная память и Вашему отцйу, и тем солдатам и офицерам, чей каждодневный подвиг спас от смерти мою маму. Ее б не было, если б они не исполнили свой долг с честью и достоинством. И нас с братом, и наших детей, и внуков, и моей секретарши, и юристки нашей Лизы Напара, да еще многих моих знакомых.
    В том и дело, что они и награды не ждали, воевали из всех сил, мы ничем не можем им компенсировать их недожитые жизни. Мы можем только помнить, чтобы – если, не дай Бог – придет и наш черед, их память не опозорить.
    Сегодня вице-губер Питера соизволил ответить трем фракциям ЗакСа СПб, что они «не против восстановить мемориал», да их, мол, никто об этом не просил.
    Это значит наши 5летние суды и бои (а часть – молодежь в основном – наемники Охта-центра за выступления жестоко избивали, в кровь и до ран) – этого чинуши не услышали. Что надо сделать у них под носом, чтобы они увидели и услышали требование 5 миллионного города? Вопрос риторический…

    ОтветитьУдалить
  4. Надежда, чтобы разобраться в подлинной обстановке – нужны документы и воспоминания. Вспоминать запретили – ЛЮБОЙ рассказ о том, как умирали с голоду, какой был ад – запретили под угрозой 58й статьи УК РФ. Когда думала, почему мои-то рассказывали так мало и редко – уже во взрослом образе поняла: им было стыдно, что их предали.
    Почему жертвы изнасилования в очень малом проценте жалуются?
    А с Блокадой ситуация и вовсе кошмарная. В войну им говорили «девочки, дотерпите, все вам будет, Родина вас не забудет». После войны врачи говорили угрюмо «рожать все равно не сможете, да и родите уродов». Власть укоряла «всем было плохо, не вам одним, заткнитесь и забудьте».
    У нас была, но куда-то затерялась большая серебряная ложка с папиной надписью моей маме «Роднульке за чудо из чудес». Это когда брат родился. И не уроды мы , поздоровей нынешнего поколения будем.
    И они молчали – чтобы лишний раз не ставить под удар детей, родных, близких. Вот как теперь собрать достоверную информацию? Частью она есть в трудах врачей, для которых ужас был вживую поставленным экспериментом. Был «научно рассчитанный» размер калорий. И были люди без этих калорий жившие и выжившие.
    Что какие-то подвозы были – да, соседка по Гончарной, где мама с прабабкой жили, зимой купила картошину для своих детей. Темнота, холод – и она нечаянно сварила эту картошину в ночном горшке с мочой. Съели. Откуда картошина? – может, с тех обозов.
    Разговор о том, как проходили обозы в принципе бессмыслен. Линия фронта в 200 км по немецкой зоне – по определению не может быть сплошной.(А финны и и вовсе держали свою долю странновато. Виноваты, конечно, но финны не стреляли, стояли тихо и немцев к себе не очень пускали). Дороги были, а уж лесных троп и вовсе не счесть. Мы получили участок под дачу как раз в Приладожье, за Невским пятачком. Там находили и бомбы неразорвавшиеся, и гранаты, пуль немеряно, мы у себя стабилизатор от самолета вырыли, на соседнем участке – останки человеческие. Через этот лесок можно было пройти – да. Мимо болот, сквозь деревья. Тихо, если лошади копыта подвязать тряпками и свои рты заткнуть. Но эти подводы – капля в море голодных ртов, тех, кого называли «иждивенцами». Кормили по рабочей карточке. Хотя и то была та еще «еда».
    Что сгорело на Бадаевских складах? Потом продавали землю оттуда – сладкую, ее сгоревший сахар пропитал. Значит, что-то было, не пустые горели.
    Вообщем, беспредметный разговор, если все архивы не откроют. А их – НЕ ОТКРЫВАЮТ ПОЛНОСТЬЮ.

    ОтветитьУдалить
  5. Ссылки почитала – бред. Злой и несерьезный. Какие обозы? Какие запасы? Чтобы не спекулировать на такой теме, читайте тут http://artofwar.ru/t/tiranin_a_m/text_0190.shtml
    Выдержки: Перед войной в Ленинграде жили 3,2 млн человек
    Мяса = 480 тонн
    1000 тонн муки в день
    Овощи вкупе же 3000 тонн
    + рыба=
    заметно за 5000 тонн продовольствия в день
    Блокадное кольцо замкнулось 8-го сентября, первый урожай, хотя бы зелёных ростков пригодных в пищу, в Ленинградском климате, можно получить, в лучшем случае, во второй половине мая. Как ни верти, а 250 дней продержаться надо. И получим 1,25 млн тонн. На январь 1942 года население Ленинграда сократилось до 2,38 млн. Вдвое сократим ежедневный рацион … на осень-зиму-весну 1941/42 годов требовалось запасти 490-500 тысяч тонн продовольствия. А как доставить их, тем более в короткие сроки, если каждый паровоз, каждый вагон необходимы были, прежде всего, фронту. И как обеспечить такому объёму продовольствия необходимые влажностные и температурные режимы хранения, если электричества предприятиям, производящим боеприпасы и ремонтирующим военную технику и оружие его не хватало.
    До войны в Ленинграде не делали многомесячных запасов, их просто негде было разместить. И незачем - продукты в город везут ежедневно, еженедельно, ежемесячно и круглосуточно. Конечно же, не буквально с колёс питался город, были запасы, но совсем не долгосрочные. И утверждение, будто на Бадаевских складах 8,10 сентября 1941 года сгорело столько продовольствия, что его хватило бы на первую, самую тяжёлую, блокадную зиму - это даже не миф, это двойка по арифметике.
    От себя напомню – с оккупированных земель прибежало ~0,6 млн человек. На них-то и вовсе не рассчитывали

    ОтветитьУдалить

  6. Про обозы – ответила Надежде. Про то, кого мог накормить обоз (и даже 100 обозов) – см мой комментарий. Сопоставьте потребности города в сотнях тысяч тонн, армии в километрах местами от городских границ и считайте, сколько везет одна подвода. Почему подвод не было сотни тысяч – попробуйте пройти по лесу болотами. Можно, но не сотнями тысяч.
    Данные «кунгурова» - это что еще за источник? Открыть не удалось, так что не знаю.
    Но знаю, с какими трудами Фонд свободы информации пробивался к архивным данным, и куда их гэбье послало. Там никаких архивов не нашлось. А это реальные умные грамотные юристы, не некие «кунгуровы»..

    ОтветитьУдалить
  7. Разговаривать с не приученным к вежливости человеком смысла для себя не вижу. По сути - Вы не удосужились прочитать то, что я написала про обозы. Прочтете, наУчитесь вежливому обращению – пишите. А пока не надо.

    ОтветитьУдалить
  8. Надоел безответственный треп. Читайте хоть здесь http://artofwar.ru/t/tiranin_a_m/text_0190.shtml, а для ленивых – выдержки:
    Накопленные резервы и текущие запасы могли бы обеспечить более длительный срок, если б с начала военных действий было установлено строжайшее нормирование в отпуске продовольствия,[7] материалов и топлива и задержана из Ленинграда эвакуация части фондов[8]
    Почему уничтожили, а не раздали населению?.. вопрос риторический - закончилась бы раздача трибуналом и расстрелами причастных к раздаче лиц за разбазаривание Госрезерва, подлежащего уничтожению
    Карточная система распределения продуктов введена в Ленинграде 18 июля 1941 года. Свободная торговля продовольствием на рынках запрещена с 1 сентября того же года Так что, из Стратегических запасов блокадникам Ленинградцам перепало лишь несколько соли да сахару.
    4-й отдел ЛТУГРМ, ведавший разбронированием и распределением продовольственных резервов, прекратил свою деятельность в декабре 1941 года (ЦГА СПб. Ф.9899. Оп.2. Д.6. Л.47.) - нечего стало распределять, закончились стратегические запасы даже для Армии и Флота. Но за два месяца с 29.06.41 по 27.08.41 в Ленинград порожняком пришли тысячи крытых грузовых вагонов для отправки эвакуированных, и почему в них попутно не ввезли в город муку и крупы, продукты сытные и особых условий хранения не требующие, достаточно, чтобы снизу не подтекало и сверху не капало. А калорийность их, практически, равна калорийности мяса.
    2 сентября Ленгорисполком проводит первое сокращение продажи хлеба гражданскому населению с начала введения карточной системы. … рабочие стали получать 600, служащие 400, иждивенцы и дети по 300 гр хлеба в день. Расход муки даже после сокращения хлебного пайка оставался высоким - более 2 тысяч тонн в сутки…0,6 кг. хлеба умножаем для ровного счёта на 2,5 миллиона едоков и выходит 1 млн 500 тыс кг. А куда делась разница более, чем в миллион килограммов хлеба? Или мука, 800-850 тонн за одни сутки, если этот, не распределённый населению хлеб, не был испечён?

    Из килограмма хорошей муки получается 1,5-1,6 килограмма хлеба, из килограмма муки посредственного качества 1,3-1,4 килограмма. Допустим, мука была не лучшей, 1,3 умножаем на 2000 тонн и получаем 2 миллиона 600 тысяч килограммов хлеба. Население в сентябре составляло 2,3-2,4 миллиона человек. То есть, из названного Павловым ежесуточного расхода муки, можно выпечь более килограмма хлеба на одного жителя, независимо от возраста и производственного статуса. Отпуск же был 600, 400 и 300 граммов.

    Из-за уверенности, что военные действия будут разворачиваться на территории противника, многие детские сады и интернаты … в начале войны эвакуировали в южную часть Новгородской и некоторые районы Калининской (Тверской) областей, и вскоре они оказались .. под оккупацией. Когда в середине июля немцы заняли Псков и вторглись в Ленинградскую область с юга, часть эвакуированных успела вернуться в Ленинград вместе с отступающими частями наших войск, но несколько эшелонов с детьми немцы разбомбили.

    ОтветитьУдалить