суббота, 8 февраля 2014 г.

О тех, кого помню и люблю. Ч.77

http://olga-andronova.livejournal.com/423794.html
Тем людям уже под 80, но если узнают себя и им не понравится – вытру.
Расскажу как помню, может, какие детали перепутала, так рассказывали мне эту историю более 40 лет тому назад.
До войны в Ленинграде поженились два молодых ученых. Она была калекой от рождения, моя мама изумлялась - как такими руками могла делать тончайшие срезы биоматериалов для исследования под микроскопом. Он был красив, строен, умен, учен, работящ. Они оба до войны успели защитить по диссеру. Его мать была категорически против их женитьбы. Ее сыну подошла бы только ослепительная красавица. Боялась видимо что болезнь перейдет по наследству. Но нет. Брак был зарегистрирован по всей форме, у них родилась дочь. Его мать с невесткой не разговаривала. Потом началась война, он ушел в армию, аттестат оставил на мать. Началась Блокада, голод. Его мать не делилась хлебом ни с невесткой, ни с внучкой. Демонстративно проходила мимо с хлебом. А она ему не пожаловалась. Потом слегла с голоду, ученых тогда отвозили в госпиталь (в «Асторию» ЕМНИП). Девочку забрали в детский дом. Там она 5 летняя стала складывать кусочки хлеба под матрас – для мамы. Их нашли и само собой, отобрали. И девочка замолчала. Детский дом вывезли. После войны мать ее разыскала и забрала к себе. Мать отца Блокаду не пережила.
Девочка выросла, получила паспорт, поступила в Универ. Её отец возглавлял кафедру, не по ее специальности. Мать с отцом не общались.
Вообще-то говоря мать ее была тяжела в общении. Мы у них в гостях бывали, моя мама не поощряла обсуждение/осуждение людей, но уж больно случай был тяжелый. И мама пояснила, что эта женщина – большой ученый, но у нее здоровье… тяжелая жизнь… вообщем, молчим и улыбаемся.
И вот девочка, узнав, кто ее отец, лет так в 20, раздобыла его телефон и позвонила. На кафедру. Не представилась, но он понял, кто звонит. И стали они разговаривать о жизни, искусстве, литературе, истории, культуре. Звонила не часто, но все ж протянулась между ними жизненно важная нить.
У ее отца был сотрудник на кафедре, суетился вокруг, подлизывался, называл себя «верным учеником и последователем». Тогда было сильно понятие «научная школа». То ли «ученик» испугался, что между кормильцем и ним вдруг образуется дочка. То ли просто из низости. Но однажды этот сотрудничек в присутствии людей на кафедре сказал «А знаете, это ведь Вам дочка Ваша звонит».
Новость разлетелась мгновенно, сказано же «Ленинград – город маленький». Потом добавляли «город, конечно, большой, круг узкий». Действительно, Ленинград был уникален – 48% его населения старше 15 лет имело высшее образование. Сейчас – 37%, понизилось, однако. Про качество не говорим.
Сказка кончилась – она больше не звонила.
Но к той поре Леля вышла замуж. Муж ее тоже человек замечательный. Его родителей выслали в 38м в Казахстан, когда ему был годик. Вернулся, поступил, стал ученым, профессором, причем делал реально нужное дело – жизни людские спасал. А тогда был тощеньким парнишкой, учился и работал на кафедре, внешне – копия актера Демьяненко. На свадьбу выскочил с работы, зафрахтовать сумел только грузовик, и опаздывал. По ЗАГСу бродил матросик, которому для загранки нужна было позарез жена. И он какую-то девицу подобрал, но та в ЗАГС не явилась. И матросик, недвусмысленно тыча в ее пузо, предложил с ним обжениться. Ребёнка обещал прокормить. Но тут появился ее будущий муж, и вместо регистрации чуть не завязалась драка.
Муж её любил, и чтобы жена не мучилась – сам втайне позвонил ее отцу, сказал, что он муж его дочери, что она страдает, и спросил «Вы хотите с ней познакомиться? Мы приедем». Отец ответил «еще не время, но скоро».
И уехал читать лекции в другой город, и умер в поезде от инфаркта.
Она была законной дочерью, ей перешло все наследство. Библиотеку, как тогда было принято, она передала в Универ. Тут выяснилось, что «верный ученик», «разбирая наследство» после смерти её отца, упер часть его библиотеки, причем не ценную - а детективы на английском. И сдал в антиквариат на Литейном. Поскольку на книгах было факсимиле, ей позвонили – и муж Лели часть выкупил.
В жизни люди просят ума, здоровья, денег, места хорошего, покоя, любви, удачи детям. Много чего.
А теперь, вспоминаю, что видела, и подумалось: милосердия, Господи, милосердия.

1 комментарий:

  1. У меня-то полный комплект – и невестка, и зять. Есть такая шутка – женщина рассказывает «дочка моя замуж хорошо вышла – ей муж по утрам кофе в постель подает. А вот сыну такая стервь попалась – кофе ей в постель носи».
    Моя соседка, мудрая женщина, рассказала, что когда сын женился, она его предупредила, чтобы ей ни на что не жаловался. Женился – отрезанный ломоть, потому как родная кровь все равно ближе, они поругаются и забудут, а материнское сердце всегда помнить будет. Так лучше и не знать.

    ОтветитьУдалить