http://olga-andronova.livejournal.com/133205.html
ч.51. и копия ; ч.53. и копия
Памятников в Таганроге много. Все не упомнить, да и обойти за 3 дня мы их не могли. С учётом работы. Я фотографировала то, что западало в душу. Много фотографий есть вот здесь , жаль, подписей маловато и фольклору не хватает.
Книги имеют свою судьбу. Habent sua fata libelli.
В Таганроге памятники имеют непростые судьбы. Они достаются Таганрогу с барского плеча, но уживаются как родные. Ставятся десятилетиями, но потом фиг сдвинешь. Возникают по частям (как те три х..), но постепенно, доукомлектовывая свой состав, возносятся пышно, горделиво. Ездят по городу. Меняют облик (иной раз полностью), но оставляют себе название. Их рушат варвары всех времён, но воссоздают таганрожцы. И памятники становятся надгробиями своих меценатов.
В итоге можно утверждать, что в Таганроге памятники - живые.
Общее у Питера и Таганрога – памятники двум, одним и тем же, царям.
Мы сумели сохранить Медный всадник, таганрожцы – памятник Александру I. Пётр был причиной нового этапа в жизни городов, пересозданных на уже обжитых людьми местах. Таганрожский памятник Петру I отлит в Париже М.М. Антокольским и поставлен в 1903г.
Привезли беспошлинно по разрешению С.Ю. Витте. Сделал-то его Антокольский за 30 лет до того. И поставили в Москве и Петергофе, Петербурге и Архангельске. Таганрожский – то ли третий, то ли пятый в этом строю. И поездил же он, бедолага, по городу! Таскали его и большевики, и немцы, с места на место, с улиц города – в вестибюль библиотеки им. Чехова. Меняли табличку на постаменте. Эк они им мешал!
Император Александр I имеет в России ныне два памятника. За второй сочтем Ангела на вершине Александрийского столпа, где змея под его ногой – символ греха отцеубийства.
Торжественный статусный монумент в Таганроге создал ректор Петербургской Академии Художеств И.П. Мартос. Памятник императору или истории его ухода от власти потому, что совесть заела? Дети не жили за отцовский грех соучастия в отцеубийстве?
Питерский столп уцелел, хотя большевики на него покушались не единожды. То Ленина, то Сталина норовили засунуть наверх вместо ангела. Обошлось. В нашем городском фольклоре есть две расхожие фразы «ангел в натуральную величину» и «стоишь, как александрийский столп».
Таганрожский памятник умудрился восстать в 1998 после взрыва в 20х при большевиках. Деньги на восстановление дали банкиры, и допустили при этом несколько ошибок. Первая: вместо 1831 банкиры набили 1830 на лицевой стороне. Вторая: с постамента исчезла змея, знаменовавшая Наполеоновское нашествие. Третья: купидонов заменил державный орёл, с клёкотом выступающий из под армейского плаща. Четвертая и последняя: на реверсе указано название банка-мецената, тут же и лопнувшего в дефолт. Памятник был смерти царя в Таганроге. Для банка получилось с нехорошим намёком.
Наших русских писателей и поэтов тянуло сюда, они рождались здесь. Тепло, море. Не понятней, что их тянуло к нам на север? J
В Таганроге была единственная в России провинциальная итальянская опера, содержавшаяся на средства купцов-меценатов. Здание городского театра строили с итальянскими мастерами – зрительный зал отличался великолепной акустикой.
Чехов. Как-то начала читать дореволюционное издание его газетных трудов – и пришла в ужас. Подлинно Чехонте – не Чехов. А вот то, что читала с детства как классику – оно того стоило. В Таганроге в 2008 видели два памятника. Один – перед парком – понравился очень. Э
то памятник Каштанке. И ее напарникам по цирковой службе. Поставили за полгода до нашего приезда, но пятачок у свиньи уже наполировали благодарные горожане.
Второй – Роман с контрабасом, очень современные сексуальные фантазии. Впрочем, в точности как у Чехова.
Самому Чехову установлен большой памятник на площади, и бюст – у домика его отца и теперь – музея. Эти вроде никуда не таскали. Но и памятники – так себе.
Все знают, что Пушкин – наше всё? Может, Таганрог и есть лучшая иллюстрация к тому, а заодно и к фразе Анны Андреевны Ахматовой «Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»
Итак, памятник Пушкину есть. Как не быть – он тут целый день пробыл. Проездом. 5 июня 1820 года.
Бред? Вроде тоже нет.
«…излучина Мертвого Донца и донская пойма дали поэту, отдыхавшему на почтовой станции Синявка между Таганрогом и Ростовом, мысль "У лукоморья дуб зеленый...". Еще лет двадцать назад в Синявке можно было увидеть этот дуб. Услышанная при выезде из Таганрога история о братьях Засориных, занимавшихся грабежами в Валовой балке, вылилась в поэму "Братья-разбойники".
Наблюдая игры будущей княгини Марии Волконской на мелководье Таганрогского залива (она вместе с отцом - генералом Раевским сопровождала опального поэта в ссылку на Кавказ), Пушкин написал строки:
"Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами..."
Это называется изыскания литературоведов. Они на Пушкине не одну собаку съели и не одну диссертацию накропали…
Более на бред похож бронзово-каменный памятник 1986 года «в натуральный рост». Хорошо, что постамент высок – такое и спереть на переплавку не грех.
В Таганроге была промышленность, и следовательно – ВУЗы, инженерная школа, обычные хорошие школы. ТРТУ работал на оборону и космос (а кто в СССР на оборону не работал?). Поэтому перед одним из учебных корпусов поставили памятник С.П. Королёву и Ю.А. Гагарину. При всём уважении к этим людям – смешной. Работу О. Комов сначала сделал – потом искали, куда б впихнуть. В Таганроге памятник тоже поездил с места на место. Невысокий Гагарин (он же космонавт, ему в капсулу надо было вписываться) вышел выше Королёва. Пустое место на скамье около Гагарина, есссно часто занимают студенты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий