четверг, 12 апреля 2012 г.

Исторические новоделы . Часть 3



http://olga-andronova.livejournal.com/129922.html

В продолжении темы «Исторические новоделы» 
и копия , ч.2 и копия .

Приходится заниматься популяризаторством, потому что тема важная, профессионалы то ли не умеют работать, то ли не хотят, а я как хазановский попугай «не могу молчать, когда тигру мясо не докладывают».
Я в ЖЖ писать стала для детей, родных и близких, потому что все работают, времени на длинные задушевные разговоры нет, а пообщаться хочется, даже – нужится от слова «нужно». Хочется быть им полезной.
История – одна из таких тем.
Смотрела на ТВ-365 французский фильм о короле Людовике XIV и Версале. В фильме ничего особенно интересного. Так, привычный треп: король красавчик рассыпает дурацкие bon mots, короля играет даже не свита, а закадровые комментарии, потому что у актеров не получается, вообщем, типичные иллюстрации к заданной (пропагандой) теме в учебнике.
Внимание мое привлекли обсуждающие – местные россиянские «историки». Почему в кавычках? Они всерьез педалировали на сравнении этой стройки с созданием Санкт-Петербурга. Для таких сравнений надо не понимать/не знать экономику страны, ее политику внешнюю и внутреннюю, состояние социума на то время и впоследствии. Где ж таких «ученых» растят?
Все сравнения хромают, но это – на обе ноги и всю голову.
По мнению «историков», общим было желание молодых монархов отъединиться физически от управляющей современной элиты и в то же время держать их всех под контролем. У Людовика в анамнезе ужасы Фронды, у Петра - стрелецких бунтов, гибель брата мамы на его глазах, etc.
Поэтому Людовик съехал из Парижа и создал себе Версаль. Туда же силком заставил переехать придворную челядь. Жить там было тесно, срать придворные изволили под лестницами, зато к любовнице ходить от комнаты жены королю было недалеко.
Да, Петр Первый из Москвы выехал тоже по нужде. Но дело было не только в физической безопасности. Он не в загородный домишко съехал на гулянки, а на войну. За выходы к портам, за возможность торговать без посредников.
Экономика. Помню, как, стоя на стрелке Васильевского острова, отвечала на вопрос двух японцев (генерального и технического директоров подразделения Fujitsu с годовым оборотом в $6 млрд) «почему ваш император потратил столько сил и средств на стройку столицы здесь?». Я ответила: «мы стоим в бывшей гавани – вот бывшая таможня. Здесь был порт. Один из двух, второй – в Архангельске. Но оттуда до Москвы, тогдашней столицы, было еще дальше. Страна живет с торговых пошлин. Как вы думаете – много ли удалось бы товара довезти до Москвы в целости и сохранности для растаможки? Сколько бы удалось тут взыскать и туда в казну довезти?» Японцы улыбнулись и сказали, что, наконец, поняли. Наглядность – великое дело.
Социум. Не вливают новое вино в старые мехи. Он набирал новую элиту страны для управления ею. Нужен был кадровый резерв, а в Москве на все должности претендовали боярские недоросли, ехать учиться не желавшие. Вот он и устроил смотр – тех, кто готов был оторваться от мамкиной юбки, дворовых девок и папиного погреба. «Элиту» России созывали воевать и строить, а не тереться боками на королевских развлекухах как в Версале.
Дома было велено строить в новой столице, а не селиться в одном дому с королем для удобства свального греха и совместной жрачки.
Политика. Петр Первый пришел на старое обжитое место, народ тут 6 тысяч лет жил. Эту землю и свои крепости на Охтинском мысу отстаивали от жадных загребущих соседей еще русичи Великого Новгорода. Петр отнес крепость ближе к побережью, чтоб врага встречать на дальнем рейде. Межевой знак стал поближе к реальной границе. И городишка при нём. Город рос и вырос – так и страна вместе с ним. При его пращурах прирастали Сибирью, при нем – возвращали наши западные территории.
Версаль был и остался внутренним делом Франции. «Мы здесь ели-пели-веселились. Подсчитали – прослезились». После Людовика-солнца дырка в финансах была ужасающая. Википедия: «результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции». Вот еще перевод с французского: «К концу правления Людовика XIV остальная Европа настроена против французского короля. Протестантский мир не может простить ему отмену Нантского эдикта. Папа Римский ненавидит его за галликанизм. Положение с финансами тревожное. Неурожаи и голод не прекращаются со смерти Кольбера в 1683 году». До смерти «солнышка» в 1715м? 32 года, однако, голодали. Потому и революция накатила.
Причем наш царь сначала хотел обустроиться в Таганроге, там по сю пору ему памятник стоит и сами таганрожцы так и говорят: «мы – побратимы. Если б не турки – был бы Петербург здесь». Это нам повезло.
Ремарка: слово «элита» сама не люблю, но другой термин подобрать не могу. Пока. В данном контексте «элита» - помесь менеджера и командира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий