пятница, 3 февраля 2012 г.

О тех, кого помню и люблю. Часть 25.




Комментарий к книге В. Кожинова «От Византии до Орды»


Издание Москва, Эксмо-Алгоритм, 2011.
На стр. 212-213 приведен рассказ о положительном отзыве на книгу Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь» «одного очень чтимого и влиятельного филолога-академика». И категорическом отказе этого же учёного согласиться на публикацию его собственного отзыва.
Свидетельствую: это Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Именно на него в подъезде дома напал молодой парень и нанес хорошо поставленный, профессиональный удар в область сердца.
Версий тогда ходило множество. О проблемах у дочери Веры из-за зятя.
Некий Евгений Сухарев приписал нападение отказу Лихачева подписать «антисахаровское письмо».
Мне рассказывала научный сотрудник возглавляемого им отдела (сектора) ИРЛИ (Пушкинский дом) древнерусской литературы Надежда Феоктистовна Дробленкова, что в их отделе в найме бандита подозревали писателя-казаха Олжаса Омаровича Сулейменова, незадолго до того издавшего книгу «Аз и Я» с пропагандой самостийности мусульманской составляющей СССР в «лучших» традициях щирых украинцев. Лихачев откомментировал взгляд самородка на историю «Слова о полку Игореве», и пошла писать губерния. Т.е. дело перешло в межнациональную плоскость, как оно всегда получается в стычке мнений человека культурного и self-made-man'а.
Насчет поджога квартиры Д.С. Лихачева: действительно, под дверь был подсунут шланг, присоединенный к баллону с газом. Поджечь не успели, да похоже и задачи такой не было – хотели накачать в квартиру газ, а там щёлкни переключателем и само бы взорвалось. Точно не помню, но кто-то вроде с дачи вернулся вовремя.
Еще помню смешную ситуацию середины 70х годов. Из ЛЭТИ я возвращалась домой на автобусе № 33. Садились на кольце у так называемой Промки (здание бывшей Промкооперации, затем ДК им. Ленсовета, как теперь называют – бес его знает). Сесть даже днем в 3 часа удавалось редко. Помню, как-то стою у задней двери, пытаюсь влезть в подошедший львовский автобус, народу как всегда тьма. В суматохе въезжаю локтём в чей-то живот, пропихиваюсь на подножку, плюхаюсь на заднее сидение, угнезживаюсь между двумя людьми. Автобус закрывает двери и собирается отъезжать. Сознание пусть поздно, но освобождается от азарта драки за место в автобусе, туда доползает мысль-ощущение, что что-то тут не так. Влезла-то я только потому, что парень, которому заехала в пузо, не огрызнулся, не отпихнулся, а остался стоять столбом. Да не убила ж я его? Смотрю в окно – мамочки мои! Это я Юрку Чистова отпихнула! Соседа с 4го этажа! А он настолько оторопел от моей активности, что так и остался стоять, хлопая ресницами и недоуменно глядя на меня в окно автобуса. Конечно: интеллигентная тихая девочка и такая агрессия… По сю пору стыдно вспоминать.
Теперь это уважаемый человек – доктор исторических наук, директор Этнографического музея РАН, он же кунсткамера, Юрий Кириллович Чистов. В 2003 г. выбран президентом Ассоциации антропологов и этнографов России. Юра, привет и прости за старое!
Так вот. Жили мы в так называемом Академгородке: в 60х АН СССР выделили дома в старом питерском месте, ограниченном улицами Рашетова и Гаврская, проспектами Энгельса и Тореза. Там выдавали квартиры. Учились мы все в школе № 99 – до 8го класса, а потом разбегались по спецшколам, кто, конечно, сумел поступить. Я ушла в 30ку.
Это я к тому, что состав народа в автобусе 33 был как правило специфический.
Так вот, пришел современный по тем временам автобус, с большой площадкой в конце. Я села на место лицом к заднему стеклу. Там встали два мужика, и всю дорогу поливали Лихачева: образования толком не получил, повезло – пристроился, не воевал, диссер у него никакой – опять повезло, в тему попал после войны и т.д. и т.п.
Внешность мужиков я запомнила, доехала до дому, сразу пошла не к себе, а к Н.Ф, и изложила претензий той парочки. Она их личности тут же назвала. Вот так можно перефразировать М.А. Булгакова: «Никогда не сплетничайте, а тем более не кляузничайте, при неизвестных».

9 комментариев:

  1. Не знаю, что это были за "мужики на задней площадке" и как именно они "поливали" Дм.С., но скажу честно -- мне Дм.С. всегда был весьма несимпатичен. Да, он был неплохим популяризатором. Но -- не исследователем. А в академических кругах про него говорят "Лихачев", в отличие от Николая Петровича Лихачева, которого называют "настоящий Лихачев".

    Дело не в симпатичности чьей бы то ни было личности. Дело в том, КАК обсуждали - там не шла речь о недостатках в анализе, выводах, знании конкретных моментов истории - только о том, как человеку повезло, как она на халяву устроился (ага, Соловки - та-а-а-акая халява! Как говорится - съезди - попробуй и ни в чем себе не отказывай). Мне тогда было уже 20 - и такое то я понимала, тем более, что после третьего курса хотела уйти из ЛЭТИ на филфак, так собственно говоря и попала к Дробленковой, познакомилась с Демковой, ПАнченко. Обсуждала парочка то, как в типографию зашел ученый (академик, не помню фамилию), увидел парня, читавшего его книгу, заговорил с ним, Д.С. стал высказывать свои мысли. Тот академик вернулся на рабочее место и сказал "Этого молодого мужчину надо к нам в отдел вытаскивать". Так вот они про этот случай и бухтели "повезло". Конечно, повезло, но сами-то они баланды не хлебали. У меня трех дедов загубили (потому что друг бабушкиного мужа на ней женился, чтобы избавить от высылки с мамой, но не надолго получилось. Вот так и вышло - один папин дед, и два - бабушкиных). Счастье, что бабушка работала на "железку" - как ни странно, Каганович своих спецов как-то охранял.

    Боже избавь меня пенять за что-то Дм.С. (прстите, что не называю его по фамилии: для меня есть только один Лихачев -- настоящий). Рад за то, что Дм.С. каким-то образом удалось довольно быстро выбраться из Соловков на волю и больше ни разу не загреметь в лагеря. В Соловках люди пропадали, как известно, навсегда, причем -- за такие "преступления", как, например, публично высказанное сомнение в литературном таланте Максима Горького. По-видимому, "преступление" Дм.С. перед режимом было меньшим. А, может быть, ему просто повезло. Бывало ведь так, что везло: выпускали. Время было, наверное, сравнительно вегитарианское. А, может быть, государство просто делало биографию для, так сказать, будущей "совести нации".

    ОтветитьУдалить
  2. Господь с Вами, какое вегетерианское: пароходами топили, священников во множестве убивали, Секирная фурычила на полную. Ужас как начался в Гражданскую, так и тянулся до послехруща. Тогда уж стали вылавливать по одиночке, по головам, так сказать. А период массового террора тем и отличается, что жестокость МАССОВАЯ.
    И уж тем более нельзя ИМХО кого-то упрекать тем, что ему удалось как-то выскочить из жерновов.
    А уж что наше государство в его новейший период что-то могло сделать для биографии? Это Вас, ИМХО опять же, фраза Ахматовой про Бродского смутила.
    Хотя, конечно, в каком-то смысле да, "сделали" биографию Цветаевой, Ахматовой, Булгакову. А уж Платонову с убийством его сына (чтоб мучился вековечно - не самого за его творения, а именно сына) - ну прям-таки шекспирова биография. Надеюсь, все они- большевики на том свете вентиляторами работают в аду за все их труды проклятые.

    Н-да, значит моя ирония (горьковатая на вкус, спору нет) относительно "вегитарианского времени" осталась неопознанной. Ну, что ж, скажу жестче: я не знаю, каким именно образом Дм.С. повезло, и он не только сумел достаточно быстро выбраться из СЛОНа, но и стал активно заниматься научной работой. На вскидку вспоминаю еще один подобный случай быстрого освобождения: Тарле, которого не только выпустили, но и дали возможность писать книги (Наполеон, Талейран etc). Вот Николая Петровича Лихачева сумели вытащить из Астраханской ссылки, но в Питере (прошу прощения, в Ленинграде) старик-академик оказался без крыши над головой и без куска хлеба (хорошо, что приютили родственники). Его даже не подпустили к его книгам, его рукописям и его коллекциям, а завершить главную работу своей жизни он сумел только благодаря коллегам из ГАИМК. Завершил работу над рукописью и умер. Так что, ему, в отличие от Дм.С. или от Тарле -- не повезло. Ну, а Дм.С. через некоторое количество лет стал "совестью нации".

    ОтветитьУдалить
  3. Историю, как его вытащили из типографии и вернули в науку - писала выше. Поднапрягусь и постараюсь вспомнить фамилию того академика. Почему повезло - вопрос некорректный. Это как раз тот случай, когда надо иметь доказательства, а походя упрекать одного человека тем, что ему повезло, а другому в кошмаре - нет, нельзя точно. Королеву Сергею ПЕтровичу ребра сломали, челюсть свернули - до конца жизни Генеральный конструктор ел с трудом. И сколько таких?
    А ведь сколько из лагерей спасти не успели? Когда еще усатый подписал приказ о том, что инженеров в зону не гнать, а в шарашки запихивать - с подачи кстати Берии.
    В семье вдовы И.А. Бычкова, где меня растили, в живых и в Питере осталась только моя бабушка и моя мама. Часть родни расстреляли, сестра И.А. умерла в вагоне при транспортировке в лагерь. В Сибири жили на поселении (после лагерей) племянники И.А. троюродные - моей прабабки и вдовы И.А. Они потом скинулись и прислали маме за мое рождение денег на кольцо - я была первым ребенком на обе фамилии после гибели усатого. Что ж, бабушка виновата, что уцелела?
    Про "совесть нации" - вспоминаю воспоминания Нат. Ивановой про Ахматову, как та, по ее словам, "к старости расслабилась и позволила себе принимать знаки почтения". Сдается мне - как раз тот случай.
    Он делал для защиты Города от варваров что мог. Кто может - сделай больше (думаю, латинский вариант сами помните)

    ОтветитьУдалить
  4. Вы же историк-специалист, умеете читать тексты. Укажите пожалуйста, где вы вычитали мою уверенность в том, что "Дм.С., это "ум, честь и совесть эпохи"?

    Если неверно обобщил -- простите великодушно: ни в коем случае не хотел Вас этим обобщением обидеть

    Спасибо на добром слове.
    То и оно, что мы все настолько задерганы, затурканы жизнью, что читаем частенько не то, что пишут - а что привыкли видеть.
    Не знаю сама точно, почему, но наряду с нужными текстами (в смысле - для доведения до людей позиции и ее отстаивания, не потому, что позиция моя уникальна, а потому что встречаю даже в своей среде обитания нередко страх - а вдруг за слово притянут к ответу, выгонят, отнимут, накажут... Да сколько же можно! Ведь в лагерь не загонят, пытать не станут - хватит жить страусом!) мне хочется писать о том, что было в моей жизни. Я ведь никому не навязываю свое вИдение прошлого. Просто пытаюсь, наверно, понять, почему из вообщем-то благополучной жизни меня выдернуло в драку с Газпромом - да так, как с гранатой на амбразуру шли. Что-то ж было в прошлом? Вот я и рассказываю о тех, кто сделал меня такой.
    Так что до свиданья, всего доброго, и надеюсь, мой ЖЖ посещать не прекратите.

    ОтветитьУдалить
  5. Часть 1.
    Сорокин сражается не за местный вопрос. Кучерявая голова тандема, будучи еще в ранге презика, объявил 2012 год годом 1150летия российской государственности. Не праздный интерес. Сорокин в боях, не опасаясь рельной угрозы жизни, отстаивает 6 (шесть) тысяч лет жизни наших предков, право россиян на Невский край.
    За 20й век Россия потеряла как минимум более 2,5 млн человек в защите своего права на Невский край: в финской войне 1939-1940гг и в Великой отечественной войне 1941-1945гг. Погибло более 131 тысячи военных в финскую и более чем по 1 млн в блокаду среди населения внутри города и войск в окопах.
    Это - то, что доказано документально. Не учтены те примерно 600 тыс человек, что бежали в Ленинград=Петербург от вала фашистов из Прибалтики. И первыми погибли, потому что не то, что запасов еды - жилья у них толком не было. Распихали где могли. Их и не посчитали :-( Эти цифры - минимум десятая часть общих официальных безвозвратных потерь России за войну. И финны тыкали нам в нос своими "правами" на землю по левый берег Невы (как раз там, где Охтинский мыс).
    Обнаружение экспедицией под руководством П.Е. Сорокина древних новгородских городищ и крепостей на территории Санкт-Петербурга, т.е. подтверждение прохождения государственной границы, важно не только как историко-культурная подробность. Это – подтверждение наших исконных прав на землю и выход к морю. за который, напомню, только в последней войне погибло не менее 2 млн человек со стороны России.
    Ранее мы ссылались на Водскую переписную книгу 1499-1500 года. Так то ж описание – от сельских крыш до зеленых мхов поворотя направо сразу наше и будет.
    А Петр Егорович Сорокин выкопал остатки княжих крепостей чуть ли не с 10го века. Что является безусловным вещественным доказательством государственной принадлежности этой земли предкам нынешних россиян, причем ранее, чем в 1300 году шведы здесь построили свою крепость Ландскрона; подтверждением тому, что эта земля только временно выбывала из владения государственных формаций - предшественников РФ.

    ОтветитьУдалить
  6. Остатки княжой крепости говорят о том, что над этой землей ранее шведов была государственная власть Господина Великого Новгорода. В 1531 году территория, находившаяся под управлением Великого Новгорода, была присоединена к Московскому царству, сохраняя преемственность власти. В 1710 году была организована Российская империя, включившая Московское царство. Т.е. результаты раскопок под руководством П.Е. Сорокина предоставили всем гражданам России вещественное доказательство безусловной исторической принадлежности территории России. В отличие от летописных текстов, той же Переписной книги Водской пятины 1500 года, топографическая суть которых иногда оспаривается.
    Судья Мотова Марина Александровна в зале суда ржала как лошадь перекормленная (она действительно, как медики пишут «избыточного питания», да еще юбки носит короткие и в обтяжку) вместе с бывшим начальником юридического департамента КГИОП СПБ Филиным Григорием Григорьевичем (только что уволили наконец-то с 01.02.2012г.), над тем, что у России есть неурегулированные территориальные споры и именно на Северо-Западе. Ну, глупости, ангажированности и недостаточному образованию и узости кругозора судьи Мотовой удивляться не приходиться. (мое оценочное суждение – это зримое воплощение непристойности нынешних судов). Ее решения специалисты юристы НЭПС грамотно оспорили.
    Вопросы с Эстонией и Финляндией - это тлеющие конфликты, периодически вытаскиваемые на поверхность вкупе с различными обидками и требованием уступок и денег. Если интересно – погуглите про переговоры Сталина и Молотова с финнами перед Финской войной 1939года. Какие миллионы золотом они предлагали только за аренду остро необходимой земли под обеспечение безопасности страны. Я этими документами «сталистов» на Антиселигере отчитывала как бесноватых поп в церкви. Сгинули, расточились врази – от имени Сталина крючить стало. (Химкинский форум или Антиселигер http://olga-andronova.livejournal.com/32882.html).


    ОтветитьУдалить
  7. Часть 2.
    Так вот. Если б не мужество, совесть и честь Петра Егоровича Сорокина и поддержавшего его Олега Михайловича Иоаннисяна фиг бы нам всем что Газпром (газпрём) по наущению Путина и Миллера оставили.
    Я говорю о том, чему свидетель. Естественно, я просто мало знаю про остальных – но мои знания по культуре России чисто любительские. В детстве и юности перечитала несколько тонн художественной литературы, а теперь «лета к суровой прозе клонят», причем прозе исторической, социологической. Думаю, потому что волнует будущее детей и внуков. Кино кроме Тарковского да редкими исключениями вроде «Белорусский вокзал», «Холодное лето 53го» не смотрю, не понимаю. ТВ нынче просто пойло для быдла. Новостей там нет – разве что от противного. Остается читать про историю.
    Путин – пример некомпетентности, оголтелого вранья и человеческой подлости. Уверяю Вас – ни одна собака такой подлой тварью быть не может физически. Самая голодная, самая побитая.

    ОтветитьУдалить
  8. Мне очень интересно читать Ваши посты. Очень много узнаю, а чем грозят не урегулированные вопросы на границе очень хорошо знаю - вон, Китай через реку.
    Отдали за спасибо острова, фарватер...
    Хорошо епархия успела часовню на Уссурийском поставить, так по самую часовню и отдали. А не было бы ее - отдали бы весь остров...

    У нас власть - дипломированные австралопитеки.
    Когда переделывали набережную в Хабаровске - снесли бульдозером здание..потом оказалось - первое в поселении Хабаровка каменное строение - первая электростанция..Зато теперь у нас евронабережная..Спрашивается - нафига? Кто определял какой она должна быть? Вырубили деревья и положили плиточку...А чем было хуже..старое здание в тени вековых деревьев. Водилибы иностранцев , рассказывали бы как и что работало. Нет - снести нах! Меня это просто убивает.
    И мучает вопрос - в отделе благоустройства и архитектуры - КТО СИДИТ? Татаромонголы? Ведь сидят с двумя тремя вышками деятели. Вы вообще куда смотрите там все, вы где вырасли и где живете? Геноцид физический на всем протяжении 20 века по отношению к России, теперь продолжается духовным геноцидом...
    Мне очень нравится выражение - "Мысль императора должна витать над вверенной ему империей!"

    ОтветитьУдалить
  9. Вот мысль нашего гореимператора и витает...Так хочется выразить ее словами, а не могу - у меня одни маты вылазят.

    И насчет личного мужества, я с вами целиком согласна. Ведь как часто именно слово специалистов, от которых зависит спасение наследия может остановить вандализм,хотябы способствует тому, чтоб широкая общественность УЗНАЛА. но к сожалению, единицы на такое способны, а целом - ничего не знаю - моя хата с краю - почитывают лекции студентикам, статейки пописывают в говносборники..

    Знаете, ведь я вообще отношусь философски к бедственному положению "интеллигенции" в России, потому, что мы это заслужили - мы для власти - никто...
    Ментов и вояк побаиваются..а нас - нет! нашими руками проделывают самое грязное - кто в избиркомах в основном - учителя, директора школ...Так что нет без вины виноватых.
    А таким людям, как ваши петербургские археологи - низкий поклон!

    Для такой "интеллигенции" есть точное название - ОБРАЗОВАНЩИНА.
    http://na5.ru/505220-1 - «Термин "интеллигенция" был введен писателем Петром Дмитриевичем Боборыкиным (1836-1921) в 1866 году и из русского перешел в другие языки…. Он говорил об особенностях российской, русской интеллигенции, видя их в этической стороне дела».
    Какая этическая сторона у людей, служащих не культуре, науке, истине, а прислуживающих баблу? У них атрофировано понятие долга, чести, совести. Эммануил Кант говорил, что не постижимы два понятия «звездное небо над головой и нравственный закон внутри». Вот образованщина и «не постигает».

    ОтветитьУдалить