У нас есть друзья в Москве. Их старый пёс – ходокJ. Периодически убегал, но всегда возвращался. Они живут в пригороде, утром уезжают на работу. И как-то заметили, что пёс худой, а еда вся куда-то исчезает. Подкараулили – и увидели, что под верандой он поселил подругу со щенками, их и кормит, когда думает, что хозяйка не видит. Сказали ему, чтобы не боялся, стали выкладывать бОльшие порции в кастрюле, щенков потом пристроили в люди.
Сейчас у нас в стране настолько плохо, и самооценка людей настолько упала, что для меня каждый случай проявления деятельной доброты за радость.
ОтветитьУдалитьВот писала «Когда разобрались с тем, что напортачили отечественные врачи, сопровождающая переводчица (для бесед с врачом, потому что нужна точность именно в медицинских терминах), бывшая наша согражданка, огорченно сказала: «ну как же так. Вот все считают, что русские – добрые, а немцы – ну, после войны про них так плохо все думали …. А вот теперь они – добрее нас получаются». http://olga-andronova.livejournal.com/156752.html
Я действительно всегда была априори уверена в доброте и отзывчивости нашего народа. Помню, в институте еще, сокурсник рассказывал, как его мама стояла в длиннющей очереди за ж/д билетом. И когда подошла её очередь, билет оказался не плацкарта, а купейный вроде, и ей не хватало рубля. Она крикнула «есть тут харьковчане? Дайте рубль!» и выбросила руку назад. Зажала ладонь – а там рубль.
И мой жизненный опыт меня убеждал: нужно будет - помогут. Если вспоминать все случаи, когда незнакомые люди помогали мне и моим друзьям – места не хватит описывать.
А теперь в такой клоаке очутились, и никаких нравственных ориентиров.
Иммануил Кант говорил, что его в жизни удивляют всего две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон внутри него. Я это для себя понимаю как абсолютность морали. То есть многое относительно, «это как посмотреть», «вещи сами по себе не бывают ни плохими, ни хорошими, но только в нашей оценке» (Шекспир, Гамлет) и т.д. и т.п. А Кант выдвинул постулат – мораль есть, есть понятие «хорошо» и «плохо», и никакими словесными эскападами отступление от них не прикроешь. (Сын, когда я во время споров начинаю «есть всего две…» тут же прерывает – мы про твоего Канта помним, дочка Катя только улыбается).
Hier stehe kann nicht anders. (с) Martin Luther/ Здесь я стою – я не могу иначе.
Имплементация этих постулатов в жизнь может быть разная. Ответственность за живые души в шубках (моя мама так собак называла) – самая простая и естественная.
Конечно, помогать надо детям в первую очередь. Потому что на чиновников всех родов и видов надежды никакой нет.
Но с детьми «оставшимися без попечения родителей» сложность в генетическом наследстве. Недаром за детей из нормальных семей, лишившихся родителей в результате несчастного случая, платят такие огромные, подлинно дикие деньги – десятки тысяч долларов. Истории с проблемами не рассказывают вслух, но если нырнуть в тему – увы. Ныряла – и закручинилась.
А на собаках остатки народной доброты видны элементарно. Так что каждый спасенный пес – залог выживания населения на Русской равнине.