воскресенье, 17 января 2010 г.

Петербургский экономический форум - 2009 ч.3

http://www.ci.ru/kredaktora.php
ч.3

«Посткризисная финансовая архитектура»

Пленарное заседание 6 июня. Модератор – Тим Себастиан, предс. The Doha Debstes, А.Л. Кудрин, Гертруда Тампель-Гугерелл, член правления ЕЦБ, Джон Липски, первый зам. директора-распорядителя МВФ, Викрам Пандит, гл. исп. Директор Citi, Хоакин Алмуния, европейский комиссар по экономической и монетарной политке, А. Костин, банк ВТБ, Нуриэль Рубини, проф. экономики Stern School of business.

Себастиан. Медведев хочет новую архитектуру. Кто будет ее архитектором?

Проголосовать предложил.

Кудрин: Особенностью мира после Второй мировой войны стала глобализация. Глобализация – это причина роста регионов и главное – пошли потоки капиталов из развитых стран в развивающиеся, технологии, знания. И многие развивающееся страны вышли на высокие темпы роста. Но эти потоки создавали дисбаланс.

В Китае, арабских странах и России экономики создавали потоки финансов. А развитые страны эти обратные чисто финансовые потоки использовали только на потребление. Этот избыток денег создал пузыри, и не только в США. Это кризис глобализации, но позитивный - он требует выработки новых правил и институтов. Наибольшая проблема сейчас у развивающихся рынков. Они потеряли больше всего капитала. Было $618 млрд. на рынках развивающихся стран, теперь отток в $190 млрд. в 2009 г. И тем не менее, США не хватает $600 млрд. по году, а у развивающихся стран в наличии избыток в $900 млрд.

Регулирования в мировой торговле тарифами недостаточно. Курсы валют могут существенно изменить конкурентное преимущество в торговле. Нельзя отдельно регулировать курсы. Так получилось, что это регулируют разные институты. И теперь возникают и другие курсы, и другие торговые потоки. Надо искать интегральные инструменты.

Решения 20-ки и призваны отвечать на эти вопросы. Первое – реформирование системы надзора над мировыми финансами. И система регулирования должна выходить за рамки одной страны. И мы спорим, насколько жесткое – кто будет исполнять, а кто нет. ЕС регулирование уже поставил на наднациональный уровень. И в ЕС регулируют уже более взвешенно, чем в США.

В США регулирование безработицы ставят на первое место в ущерб притоку ликвидности. И ликвидность эмитируется в США под спрос, но как только возникнет признак инфляции, эта ликвидность уйдет, и мы опять потеряем часть капитала. Т.е. мы зависим внутри от эгоистических действий чужих резервных систем. Мы должны идти к регулированию макроэкономики – фискальной, курсовой.

Создание новых резервных валют нельзя сделать, просто договорившись. Надо экономики сближать. КНР очень отличается, внутри СНГ мы очень отличаемся. Надо многое синхронизировать.

Это лучше всего сделано уже в ЕС но и там есть трения.

Лучше всего, если КНР либерализует свою систему и юань станет за 10 лет новой резервной валютой. Это мое мнение.

Обратите внимание на слова Бернанке и Гейтнера про бюджетный дефицит США – они хотят за 2-3 года сократить его до 6 %. Но это очень трудно. Упрутся в электорат.

Если МВФ – то надо его сделать по настоящему представителем мира. США имеет наибольшую долю в МВФ в 15%. КНР имеет меньше, чем некоторые европейские страны – Швейцария или Бельгия, например. Надо тогда из МВФ делать настоящего представителя мировых экономик в соответствии с их реальной долей в мировой экономике.

Мы долго разговариваем, но видим много проволочек и подножек в этом деле. Будет очень не просто договориться.

Я считаю, что пути понятны. (Привел как пример ЕС). Надо договорится про обязательные параметры для всех, включая США. Пока США не готовы. Но мы все равно в это упремся. Путь есть и надо идти по нему.

Гугерелл. Архитектура финансов мира должна быть столь же устойчива и долгосрочна как архитектура Санкт-Петербурга. Россия – важный сосед ЕС. Экономические связи крепнут между нами. В России много партнеров у наших банков. Мы в 2008 г. увеличили кредит России в 2 раза. Мы заинтересованы в финансовой стабильности. Открылось окно возможностей для усиления финансовой стабильности. Но окно будет недолго. Уже некоторые думают, что скоро все устроится. Зачем тогда менять?

Основной упор надо делать на взаимосвязи финансовых учреждений, контроль системных рисков. Саморегулирования не достаточно – это подтвердили последние годы. Регулировать в первую очередь надо на национальном уровне.

Приоритет – в надзоре над макроэкономикой.

Должен быть механизм раннего предупреждения кризисных ситуаций.

Напомнила о предложениях базельского комитета.

Слабость текущей системы – нужна доработка мер по контрцикличности. Есть пример стран, которые справились с цикличностью – это Испания.

Надо усилить контроль за хедж фондами, рейтинговым агентствами и деривативами.

Советы Белорусской группы по надзору за банковской деятельностью надо внедрить

Должен быть открыт доступ к национальной информации для совета по предупреждению рисков. Нужны законы по подкреплению обязательности доступа к информации. Надо чтобы еще реализовывали советы этого совета по предупреждению рисков.

Европа участвует в укреплении регулирования и надо избегать арбитража как в прошлом. Надо добиться не только быстроты изменений, но и глубины.

Себастиан: Вы видите противодействие?

Гугерилл: Любые институты изменений и наращивания власти в надзоре состоят в передаче власти и информации. Это не просто, но необходим процесс. Но надеюсь, что добьемся прогресса.

Липски: Мы тут приезжали контролировать, спасибо за организацию поездки. Информацию получили – солидная и оптимистичная. Куда мы движемся? Бреттон-Вуд стоял на 3 китах: развитие, мировая торговля и финансирование ее Именно эти проблемы ранее привели к великой депрессии и мировой войне. Были созданы ООН, ГАТТ (теперь ВТО) и МВФ. Но ГАТТ и МВФ не были глобальными. Теперь заглобалились. ВТО предусматривает открытие финансов для развития мировой торговли. Но по сути согласия такого не было. Не было тогда такого международного рынка капитала. Вообще некоторые не хотели международного рынка капитала. Вот что было вначале. Но изменения произошли.

Теперь в начале 21 века МВФ способствует переходу к новым институтам в странах с централизованной экономикой. Мы стали смотреть за организацией международного рынка капитала. Он начал создаваться. Но не было надзора за ним и рамок. Ситуация была со случайным надзором при перетоке капитала в мире. Резкие скачки и быстрые взлеты. А МВФ должен был отслеживать, но механизмов для предотвращения кризиса у МВФ не было. Это в 1994-95 годах привело к мексиканскому кризису. Сеть МВФ была дырявой. Архитектура не была адекватной для поддержания стабильности. И вот новый кризис. Есть некие неясности, но прогресс есть! По регулятивной деятельности. Создан Совет по финансовой стабильности. Он должен рассмотреть 2 дефицита: периметры регулирования, чтобы риски можно было снять с баланса, чтобы на местах решали. Регулятор чтобы не решал по местам, а рассматривал комплексно. И за 15 лет МВФ после Мексики создал механизм для предотвращения кризисов. Я вам в 2 словах попытаюсь объяснить.

Мы активные члены, но не регуляторы. Мы поможем достичь результата в переговорах. Мы наблюдатели. А не что другое. К 2011 году отчитаемся о прогрессе.

Сможем ли мы восстановить движение капиталов? Это зависит от следующих моментов – избегать протекционизма финансового, новые соглашения по финансовому регулированию, избегать соблазна, чтобы некие страны за счет своих больших денег изолировались и не участвовали в нашей работе.

Пандит. В США значительная часть находится в теневой зоне. Информация не достоверная для принятия решений. Можно передавать и продавать свои риски – это самое важное. Нет достаточно стандартов и контрольных механизмов - и риски стали неуправляемы. Надо создать большую сеть взаимодействия, а не системы банковского или теневого банковского управления. Многое связано с большей прозрачностью, должны быть более четкие основы бухгалтерской отчетности. Надо следить за рынками Управление должно работать со свободными рынками.

Рынки торговли напрямую вырос до многих триллионов долларов. Эта система лишена механизмов контроля. Рынки прямых поставок должен быт более прозрачными. Надо биржи для них и клиринговые палаты. Это необходимо.

Прозрачность стандартов. Везде биржи не введешь, но надо бы.

США - их финансовая система не финансируется за счет депозитов. А за счет рынков деривативов и пр. За кулисами проходила теневая работа, скрытая от регулирующих органов.

Если планируем дальше жить, то надо понять, как поступить с этой теневой банковской системой. Проблемы от того, что в США возникла теневая банковская деятельность. Нет четких правил.

Депозиты если все в мире объединить, то их не хватит, чтобы обеспечить кредиты для нынешнего роста ВВП. Надо обеспечит какие-то другие средства, к депозитам их найти..

Общение только на свободном рынке не обеспечит управление. Надо решать проблемы –  это системы страхования на финансовом рынке.

Почему рынки не справились с кризисом в его начале? Причины в принципах. Без серьезных проблем с моральными потрясениями не могли прийти к нынешнм решениям. На микроуровне надо найти стимулы.

Алмуния ЕС. Публично никто не говорит, что надо вернуться к старой системе, надеюсь, что никто и не скажет, что надо вернуться к старой системе. А политически кто будет менять? Что делать ясно – надо увеличить регулирование и сделать качество регулирования выше. Особенно про теневой банковский сектор. Изменить принцип достаточности капитала по базе 2, хедж-фонды и стандарты бух отчетности и вообще отчетности. Эти все задачи за последние 1,5-2 года поставлены. На встречах в Вашингтоне и Лондоне все решили. А кто будет осуществлять? В ЕС мы контролируем. И до кризиса было не просто обсуждать и принимать параметры регулирования в финансовом секторе Европы. У нас были противоречия между Англией и континентом. Не совпадал многое. Но произошла конвергенция. Ищут теперь организацию, которая будет принимать документы и реализовывать. Надо во всех странах ЕС создать теперь такие органы - создать и документы подписать.

Костин. Даже с оффшорами в мире мы уже боремся десятилетиями. Ориентироваться будем на себя. Медведев сказал вчера – не надо очень жесткую систему регулирования создавать. А то работать будет тяжело.

Был 3 недели назад в США. Там если послушать людей, то кажется, что нет важнее проблемы чем бонусы AIG и что банки загонят в жесткие рамки. А прочих проблем будто нет. Это опасно – быстро из кризиса мы не выйдем. Эту экономику создавали все вместе и все были довольны. Рост, промышленное развитие, социальные достижения, дешевая ипотека – всем было хорошо. Список форбса до 10-томника разросся.

Большой рынок наше достижение. На нем и будем строить.

Тенденция финансовых рынков будет делиберализация. Мы иностранцам в России деньги даем, а в ЕС получить деньги – так попытка закончилась ничем. Вот это и есть протекционизм.

Я вижу тенденции трех Д. Деглобализация, делиберализация и делевередж. Слишком много за него накопили риска.

В 1998 г. я вскоре после кризиса встретил в аэропорту знакомого, очень большого человека. Он улетал и сказал мне: «Россия была Клондайк, я сейчас уезжаю, но вернусь». Вернулся он в 2003. Сейчас уехал – думаю, скоро вернется.

Себастиан – возвращаемся к старому казино, Андрей?

Рубини: Про контроль все говорят. Новые резервные валюты. Но пока мы посредине очень жесткого МЭК. И мы его не преодолели. В США хорошие показатели появились – но кризис не преодолели.

То, что он говорил дальше, в его статьях уже было. Фактически – про то, что реальной информации о ситуации нет, потеряли $30 трлн в глобальном масштабе, 30 млн человек в США  за чертой бедности – еще много перечислил. Очень суровый кризис и еще не кончился. ЦБ стали заемщиками первой и единственной инстанции. Реальную промышленность не кредитуем в США. Мы идем от одной крайности к другой. Растет дефицит и госдолг – надо будет повышать налоги, а с этим надо в парламент. Но получить там согласие вряд ли удастся - в обществе есть расслабленность от мысли о том, что кризис уже проходит.

 

Вопрос. Останется ли мировая финансовая система прежней после кризиса? 25% - да, 75% -  изменится.

Кудрин. Ответ закономерен. Все хотят перемен, потому что МЭК на всех сказался.

Себастиан. А 25% – скептицизм.

Кудрин. Потому что не все испытывают кризис так глубоко на себе.

Пандит. Реформа будет - вопрос какая? Я бы голосовал за более эффективную систему управления в мире финансами

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий