О тех, кого помню и люблю. Ч. 17. Рэй (ч 2)
и копия
Мой второй пес – немец – прожил с нами почти 14 лет.
В самое голодное время, когда у меня было по 3 приработка (к основной работе), и дома я немного спала, а утром просыпалась и судорожно соображала, куда и по какому маршруту надо успеть за день. И только недавно до меня вдруг дошло, что Рэй был такой же полуголодный, как и мы, да еще молодой кобель. И ни разу, оставаясь с 5-летним сыном в квартире, не вырвал у него кусок. Бывало, что сын из холодильника еду себе сам доставал. Рэй ни разу его не объел.
В ту голодную пору этот пес был моим самым надежным помощником. Настоящим мужиком.
Рэй несколько раз защищал моего сына. Гуляли в апреле на Морской. Алеша катился шариком впереди по тропинке к городу. От воды из ивняка выскочили два дога – сука и кобель. И поспешили, ухмыляясь, к сыну. Я закричала и понеслась вперед, от воды бежала и орала хозяйка догов – молодая женщина. Мы обе катастрофически не успевали. Сбоку выскочил Рэй, обогнул Алешу, присел перед ним на задние лапы и оскалившись, зарычал. Доги остановились, переглянулись, усмехнулись – ну что может сделать один пес против двоих, равных по силе, а может – и больших? Раздерем на раз. Рэй захрипел – буду биться до смерти. Доги переглянулись еще раз – оно нам надо? В мальчишке ничего особо нужного нет. Спокойно развернулись и пошли навстречу своей хозяйке. Я уже не видела их морд, но мне показалось, что они улыбались ей успокаивающе – стоп, уже никто никуда не бежит.
Как-то после очередного разноса мужику, взявшемуся отремонтировать нашу квартиру, он туда нагнал какое-то несусветное количество работяг. На 155 кв.м. несколько десятков. Пришла туда с Рэем. Войдя в квартиру и обнаружив там такое количество незнакомых мужчин, пёс обозлился на меня. Он зарычал, прикрыл меня своим телом и начал спиной отжимать за дверь. Когда мы вышли из квартиры и пошли по улице, он еще долго ворчал на меня «баба-дура» .
Рэю не было еще года. Муж вывел его на ночь на Прудки, и взял с собой сынишку. Сын скатывался с горки. К нему поскакала большая черная собака (как потом выяснилось – гулял с женой певца Сергея Захарова). Рей опередил пса – присел перед Алешей на задние лапы и начал тявкать и рычать. Черный пес покрутил головой – и тоже сел. Хозяйка забрала свою собаку.
Летом в голодные 90-е в будний день на даче пошла поплавать в карьер с сынишкой. Его выкупала и поставила сохнуть на берегу. Сама плавала, держа Рэя за ошейник. Это был именно бывший карьер – берега отвесные и загибаются, нависая над водой. Тишина, плеск воды. Вдруг Рэй стряхнул мою руку, взлетел по скользкой глине на берег и на кого-то там очень зло зарычал. Причем как-то глухо. Выбралась - и вижу: стоит мой сын, рядом какой-то мужик, между ними Рэй, вцепясь зубами мужику в коленку. Мужик скрипит зубами, но молчит.
Экспозиции – голодный 90й, работы у меня в тот день не было, муж поехал в город, денег нет – нигде, буквально, а не фигурально. Варила все найденные каши, растила на участке все овощи и ягоды, которые можно было съесть, дрова таскали из лесу. Соседка в долг до осени летом давала молока. Землю на участок натаскала из лесу тачкой и ведрами. Участок был выше на 30-40 см, чем у соседей. Когда один из соседей накляузничал в райземотдел, приехавшй чиновник не поверил, что такое можно сделать руками. Со словами «вот завистливые у нас люди – чего только на бабу не наврут. Такое и бульдозером не сдвинешь» съехал обратно в Кировск.
Так что отдать мужику за ущерб могла только обручальное кольцо. Пытаясь стащить его с пальца, начала оттаскивать пса и орать на него. Как только Рэй разжал челюсти, мужик повернулся и брызнул в лес. Именно в лес, а не в сторону ж/д станции. Оторопела. Тут на крики мои и Рээв рык прибежала соседка. Я ей рассказываю, и соображаю, что мужик был очень стремно одет. Жара – 30, а он в рубашке белой с длинными рукавами до запястий, на голове – старорежимная шляпа темная с широкими полями. Морда какая-то темно-зеленая, тощая. И сам тощий. Соседка Ольга рассказала, что минут 30-40 тому назад отогнала точно его от сына и племянника (Алешины годки). Он кружил около детей, игравших на песочной куче. На Ольгин вопрос «Что ищете?» ответил, что улицу «какой-то луч». Оля объяснила, что у нас таких названий вокруг отродясь не было. Мужик ушел дальше по деревне. Видимо, сделал круг и по лесу пришел на карьер.
Спросила сына, он ответил, что мужчина подошел к нему «и прижался тесно-тесно». Потом прискакал Рэй, со всего размаху пролез между ними и вцепился мужику в колено.
Мы ушли по домам. Через некоторое время пришло известие, что на следующей станции Войбоколово похожий по описанию человек изнасиловал 9летнюю девочку.
Во-первых, очень жалею, что не поняла, в чем дело сразу. Надо было отдать сына соседке, догнать в лесу эту мразь и дать Рэю команду на горло. Потом звери доели бы остатки. Девочка была бы спасена.
Во-вторых, Рэя дрессировали на разные команды – на руку, на горло, на плечи, на сбить с ног и удерживать на земле. Учили контролировать руки – человек может нанести удар ножом, выстрелить. Его никто не учил, что когда человек прижал к себе ребенка, надо прежде всего оторвать ребенка от тела мерзавца. Вывести заложника из поля боя. Если бы он прыгнул на горло, и они свалились на 4летнего малыша – что б там от него осталось? Рэя учили опасаться рук фигуранта – но он подставил себя под опасность, зацепив за колено, а не за руку – зато Алеша был выведен из опасной зоны и на него никто не упал. Он сделал то, чему его не учили, и не выполнил то, что было забито в него серьезной дрессурой. И спас моего сына. Я ЗНАЮ, что собака умеет думать.
У Рэя как у всякого серьезного мужика, был не очень-то милый характер. Мог наворчать, рыкнуть, схитрить.
Как он ухмылялся, ныряя в комнату дочки за шоколадной конфетой «ну, там их маловато, так что я один схожу»!
С двух лет отказывался вычесываться. Выдрал расческу из моих рук и выкинул «я уже большой мальчик». Потом просто утаскивал последующие расчески в кусты и там зарывал в землю. Разрешал вычесывать, пока мы ехали с мужем на американском военном джипе, - он наблюдал за дорогой, это у нас называлось «икспедция», и Рэй всем существом был в работе. Но если я вцеплялась в какой-то колтун – шипел «отвяжись». Как-то зимой на даче пошли гулять и обнаружили следы волка. Зарычал на меня и погнал обратно на дачу.
Очень не любил намордники. Прогрызал в них середину, и оттуда высовывалась милая зубастая пасть. Особенно эта картина умиляла ментов.
Сдирал намордники, упираясь прибылыми пальцами, и уносил куда-нибудь в кусты. Как-то сосед, с которым у него были вполне приличные отношения, принес намордник, который пес засунул в лестничный пролет. Рэй увидел, что тот принес – и зарычал, не злобно, а сквалыжно, с подвывами.
Как-то раз пошли с мужем гулять возле больницы Св. Елизаветы, за Овсянниковский садик. Рэй как всегда рыскал по кустам, вынюхивал - вычитывал новости. Параллельно нам по глухому проулку проехал старый Жигуленок. Оттуда вылезли парни, которые явно решили взять нас на гоп-стоп – спереди один, сзади два. А что – два немолодых человека в финских куртках, наверняка в карманах что-то есть, да еще и поиздеваться можно. Муж позвал «Рэюшка», пес подбежал, муж снял с него намордник, песинька с большим неподдельным интересом рванул на переднего парня – и их всех как ветром сдуло. Отпихивая друг друга, забились в машину и дернули с проворотом колес, как будто Рэй за ними гнался.
Но это был зверь - и надо было с ним соблюдать технику безопасности. У сына шрам на предплечье – боролись за палку, Рэй зубами проехался. У меня нет куска пальца - я ему выковыривала кусок острой древесины, вставший поперек челюсти. Деревяшка потом сама вылезла в воду в тазе для мойки лап.
Этот пес поддержал меня в разводе. Кстати, единственный.
У этого пса я научилась мужеству в исполнении долга. Очень помогло в драке с Газпромом за родной город.